Тип урока: комбинированный урок.
Задачи:
- обогащение знаний учащихся 8 класса по теме «Квадратичная функция»;
- повышение уровня творческого мышления через исследовательскую деятельность;
- формирование информационной компетентности учащихся;
- обучение учащихся исследовательским навыкам (анализ, синтез, выдвижение гипотезы).
Оборудование: проектор, презентация, технологические карты урока (№1, №2), карточки с тестом, компьютеры с установленной системой символьной алгебры — Maple 9.5.
План урока:
- Организационный момент. Объявление темы и целей урока. (2 мин)
- Исследовательская работа учащихся по технологической карте №1 (15 мин)
- Обобщение результатов работы групп учащихся. (5 мин)
- Решение теста по результатам исследовательской работы с помощью технологической карты №2. (10 мин)
- Взаимопроверка результатов теста с использованием демонстрации слайдов в Power Point. (5 мин)
- Подведение итогов (2-3 мин).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. Создание проблемной ситуации
Слайд 1
Учитель математики: Практически всю II четверть мы изучали квадратичную функцию, её свойства и график. Сегодня мы предлагаем расширить вам рамки школьной программы по этому вопросу, углубить ваши знания, призвав на помощь очень близкую к математике науку – информатику. Вы прекрасно знаете, как трудоемки, бывают математические задачи. Например, чтобы построить график квадратичной функции – параболу, нужно приложить определенные усилия и затратить немало времени. А если графиков шесть, семь, десять? … Современный человек призовет на помощь компьютер. Мы с вами воспользуемся колоссальными возможностями лучшей программы символьной математики – Maple. Правда для этого пришлось расширить и курс информатики.
Слайд 2
Учитель математики: Предлагаю вам задачу: попробуйте быстро установить правильное соотношение «график – уравнение», не прибегая к вычислениям.
Слайд 3
Учитель математики: Чтобы справиться с проблемой, предлагаем вам занятие на тему:
II. Исследовательская работа учащихся по технологической карте №1
Учитель математики: Работаете по технологической карте №1. Результатом этой работы должна стать гипотеза о влиянии коэффициентов квадратичной функции на вид параболы.
Учитель информатики: На дополнительных занятиях мы познакомились с системой символьной математики Maple 9.5. Сейчас вам необходимо воспользоваться полученными знаниями для построения графиков, предложенных функций.
Технологические карты №1 (по вариантам) приведены в Приложении 1. Учителя в это время дают консультации по возникающим у учеников вопросам.
III. Обобщение результатов работы групп учащихся
Учитель математики: Работа на компьютерах закончена.
Учащиеся по группам озвучивают сформулированные в ходе работы гипотезы, сравнивают свои результаты с результатами других групп.
Учителя проводят обобщение по полученным результатам с демонстрацией слайдов 5-10.
Слайд 11
Учитель математики: Вернёмся к нашей задаче. Решим её с использованием полученных знаний. (Объясняется решение)
IV. Решение теста по результатам исследовательской работы с помощью технологической карты №2 (см. Приложение 2)
Тест выполняется по группам. Каждый тест подписывается. На тест отводится 8 минут.
V. Взаимопроверка результатов теста с использованием демонстрации слайдов в Power Point
Слайд 13
Группы, поменяйтесь тестами. На экране представлены правильные ответы, сверяясь с ними, подсчитайте количество верных ответов.
Слайд 14
Пожалуйста, поставьте оценку своим товарищам и напишите фамилию проверяющего.
VI. Подведение итогов и объяснение домашнего задания
Учитель информатики: Технологическую карту №2 вы можете использовать в дальнейшем как памятку. Там же ваше домашнее задание.