Сегодня будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие мобильностью, конструктивностью и развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В последние годы, в связи с курсом на модернизацию образования в России появляются новые ‑ эффективные методы обучения. Кейс-технология является одним из таких методов, который способен решать поставленные перед современной школой задачи.
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем и конкретных задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Название технологии произошло от латинского «casus» – запутанный необычный случай; а также от английского «case» – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема уже обозначена.
Технологии этой группы используют крупные компании и предприятия для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Поэтому, овладение подобными технологиями, может пригодиться учащимся вне стен школы – на производстве. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и классом, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов.
Использование кейс технологий имеет ряд достоинств. В данном случае, акцент обучения переносится на самостоятельную выработку знаний, а не на овладение готовым знанием (что соответствует новым ФГОС). Учащиеся получают социально значимый опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей – коммуникативная компетенция, умение работать в команде. Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие. К их достоинствам можно отнести:
- доступность, возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;
- наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы;
- звуковое сопровождение лекций;
- наличие интерактивных заданий;
- анимированные примеры решения задач;
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания и истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько вариантов ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Право, 10 класс | ||
Тема урока | Правовые основы брака и семьи | ||
Тип урока | Комбинированный. Урок-практикум с использованием элементов кейс-технологии. | ||
Актуальность использования средств ИКТ |
|
||
Цель урока | Повышение уровня правовой грамотности учащихся | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
|
|
|
|
Требования к знаниям, умениям, навыкам | Знать смысловое значение понятий семья, «Семейный кодекс», «брак», брачный контракт. Уметь использовать имеющиеся знания для работы с кейсом. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Универсальные, ЦОР | ||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Мультимедийный проектор, компьютеры, сеть Интернет | ||
Образовательные ресурсы Интернет | Ссылки на ресурсы Интернет | ||
Методы |
|
||
Педагогические технологии | Кейс-метод, ИКТ, технология группового обучения, технология индивидуальных опережающих заданий (ИОС), информационно-коммуникационная, личностно-ориентированная | ||
Стратегии, используемые преподавателем | Активные, интерактивные | ||
Форма организации обучения | Обучение в сотрудничестве | ||
Дидактический материал | Опорные конспекты, кейс-ситуации, памятки. | ||
Наглядные пособия | Мультимедийная презентация |
Ход урока
Первый этап – «Как создать семью»
На первом этапе учащиеся должны опираясь на законодательную базу определить, что такое «брак», каков порядок его заключения, каковы условия заключения брака.
Учитель: Ребята, сегодня мы, с вами опираясь на Российское семейное законодательство, посмотрим, как государство с правовой точки зрения, защищает интересы супругов в браке.
На доске вы видите выражение: «Любовь – это большой труд двоих, и создание семьи – это не конечная, а отправная точка к счастью».
Вопрос: Как вы понимаете данное высказывание; раскройте его смысл; приведите пример подобного высказывания, которое имеет похожее смысловое значение? ( Далее следуют ответы учащихся).
Учитель: Семья – очень древний социальный институт, приобретавший на различных ступенях развития разные формы. В ваших кейсах находятся статьи Семейного Кодекса и приводятся примеры житейских ситуаций, которые касаются семьи и брака, вам необходимо разрешить их в соответствии с Семейным Кодексом РФ.
Второй этап – «Ситуативные задачи»
Ситуация 1. К начальнику БЮИ МВД России обратились курсант 4 курса Иванов (20 лет) и курсант 1 «а» курса Сидорова (17 лет) с заявлением о заключении брака между ними. Они просили зарегистрировать брак в течение недели после подачи заявления, так как Иванов является курсантом выпускного курса и вскоре (после окончания института) будет направлен к отдаленному месту своей службы в г. Ханты-Мансийск, а Сидорова продолжит обучение в институте.
Вопрос: Как должен поступить начальник БЮИ МВД России, какими правовыми нормами следует при этом руководствоваться?
Изменится ли решение задачи, если Иванов и Сидорова обратятся с таким заявлением в органы загса? Как должен поступить орган загса, если выяснится:
а) что родители Сидоровой против заключения брака?
б) что Сидорова находится на 3 месяце беременности?
в) что Иванов и Сидорова являются двоюродными братом и сестрой?
Ситуация 2. Ирина Иванова и Андрей Смолин решили зарегистрировать брак. Андрей по отцу, являлся братом Ирины. Мать Андрея не состояла в браке, но после рождения Андрея было подано совместное заявление в орган ЗАГСа о признании отцовства. Отец Ирины Ивановой признал Андрея своим сыном, хотя фактическим отцом, по его словам, не являлся. Ирина и Андрей обратились в органы ЗАГСа с вопросом, могут ли они зарегистрировать брак, если юридически у них общий отец, но фактически он отцом Андрея не является. Представитель ЗАГСа ответил, что это не допустимо, сославшись на п. 3 ст. 14 СК РФ. Отец Ирины ради счастья детей готов был отказаться от отцовства. Ирина принесла в орган ЗАГСа необходимое заявление.
Вопрос: Какой ответ должны получить Ирина и Андрей от сотрудников ЗАГСа?
Ситуация 3. Бокин и Гусева решили пожениться, договорившись, подать заявление о вступлении в брак после окончания Гусевой образовательного учреждения среднего специального образования г. Бийска. Однако спустя два месяца в г. Барнауле Бокин был задержан сотрудниками милиции по подозрению в совершении разбойного нападения и в отношении него была избрана мере пресечения в виде заключения под стражу в СИЗО. Несмотря на это, Гусева не изменила своего намерения и по результатам переписки с женихом договорилась с ним о регистрации брака в СИЗО. В этих целях и в связи с необходимостью посещения занятий в техникуме она заполнила заявление о вступлении в брак с Бокиным. Ее подпись была удостоверена по месту учебы. Затем это заявление Гусевой было направлено по почте в один из органов загса г. Барнаула.
Рассмотрев полученные из органа загса документы, начальник СИЗО полковник внутренней службы Зеленецкий отказался вручить Бокину бланк заявления о вступлении в брак для соответствующего заполнения и подписи. В обоснование своего решения он потребовал личного присутствия Гусевой при подаче заявления в местном органе загса или удостоверения правильности указанных ею сведений заведующим органом загса по месту ее постоянного жительства в г. Бийске. Узнав об этом, Гусева направила жалобу на действия администрации СИЗО в МВД России.
Вопрос: Каков, по вашему мнению, будет результат рассмотрения жалобы Гусевой? Расскажите о порядке и условиях государственной регистрации заключения и расторжения брака с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными?
Учитель: Итак, мы с вами делаем вывод, что брак – это юридически оформленный акт, добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи. Если этой цели нет, то брак считается недействительным. Заключение брака порождает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и детям. В качестве подготовки к уроку вам было предложено ознакомиться с Семейным кодексом РФ. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, руководствуясь соответствующими статьями Семейного Кодекса РФ.
Третий этап – «Работа с источниками»
Учитель: Руководствуясь статьями Семейного кодекса РФ, ответьте на следующие вопросы.
- С какого момента возникают права и обязанности супругов?
- Каков порядок и условия заключения брака?
- Может ли быть отказано в заключении брака?
- Почему законом запрещены браки между близкими родственниками?
- С какого момента и почему брак считается прекращенным?
Учитель: В ваших кейсах вопросы и соответствующие приложения в виде отдельных статей Семейного кодекса и ответьте на следующие вопросы. В этом задании вам помогут 34 и 36статьи Семейного кодекса РФ. Ребята работают с кейсами и отвечают на вопросы.
Вопросы:
- На какие две категории делится имущество супругов?
- В каком случае речь может идти о совместной собственности супругов?
- Какое имущество супругов является их личной собственностью и не подлежит разделу во время развода.
Четвертый этап – «Расторжение брака»
Учитель: Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о расторжении брака.
Перед вами на экране высказывание В.А.Сухомлинского: «Жить в браке – это большой труд, духовный труд, напряжение, для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости».
Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 18 веке до нашей эры. За минувшие после того столетия было принято множество законов о расторжении брака.
Современный российский социолог И. Бестужев- Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. Сегодня на нее обрушились «четыре джинна», которые были и раньше, но держались в определенных рамках вековыми традициями, нравами. К этим разрушающим силам социолог относит: пьянство одного из супругов ; совместное проживание с родителями; бытовой паразитизм одного из супругов ; бытовое хамство.
Вопрос: Как вы считаете, почему не все люди могут сохранить семью? Чем опасен развод для супругов, а особенно для детей? ( Учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель: К сожалению, количество разводов в нашей стране остается стабильно высоким. По статистике на каждые 10 заключенных браков приходится 7 разводов. И каждый из вас должен знать права супругов, которые возникают в случае ситуации развода. Изучите в кейсах статьи 21, 22 и 23 Семейного Кодекса РФ и выполните следующее задание.
Задание: Заполните в тексте пропущенные слова.
Тексты с заданиями
Расторжение брака супругов Сидоренко будет произведено в …………….., так как у супругов имеются общие несовершеннолетние дети. |
Расторжение брака супругов Петренко будет произведено в …………………., так как жена Петренко уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое). |
Расторгнуть брак в органах ЗАГС можно при наличии ………… (то есть в случае развода по обоюдному согласию) и при отсутствии у супругов, которые желают расторгнуть брак, общих несовершеннолетних детей. |
Пятый этап – «Рефлексия»
Учитель: Ребята, а теперь я хотела бы, чтобы вы поделились своими впечатлениями от нашего урока. Очень надеюсь, что данная тема заставит вас о многом задуматься, и быть может, в недалеком уже будущем, у вас хватит сил, мудрости и терпения, для того, чтобы сохранить свои будущие семьи и правильно подойти к решению семейных правовых вопросов.