Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Упражнять в правильном произнесении звука “Р” в слогах, словах и предложениях.
- Развивать звуковой анализ слова.
- Упражнять в определении наличия места звука “Р” в словах.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование силы и длительности речевого дыхания.
- Развитие воображения, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование:
- Зеркало для индивидуальной работы, предметные картинки со звуком “Р”, фишки для составления звукового анализа слов, компьютер, микрофон, логопедическая программа “ Игры для Тигры”.
Предварительная работа: Знакомство с компьютерной игрой “Игры для Тигры”.
Ход занятия
1 . Организационный момент.
Л: Вспомни и скажи слова для того, чтобы наша речь была правильная и красивая.
Р:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим.
(Слайд с изображением говорящих детей).
2. Сообщение темы занятия:
Л: Посмотри перед тобой лежат картинки назови их:
Р: РОЗА, ЛИСА, СЫР, СОБАКА, НОЖ, ЗАБОР, РЫБА. ( Слайды).
Л: Отложи только те картинки, в названии которых есть звук “Р”.
Р: РОЗА, СЫР, ЗАБОР, РЫБА. (Слайд).
Л: Сегодня мы с тобой продолжим работу над звуком “Р”. Мы отправимся в гости к Тигренку и покажем ему, как ты правильно произносишь звук “Р”. (Слайд).
3. Основная часть.
Л: Чтобы подготовить язычок к работ , выполним артикуляционную гимнастику. Смотри в зеркало и слушай меня очень внимательно.
Артикуляционная гимнастика: (Слайд).
Упражнения: “Улыбочка”, “Трубочка”, “Качели”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Грибок”, “Лошадка”, “Лопаточка”. (Слайды).
Л: Молодец!
Для правильного произношения звука “Р” нужно уметь делать сильный, плавный выдох. Мы отправляемся с тобой в гости к Тигренку, давай послушаем, какое задание он тебе приготовил.
Работа с компьютерной программой . Модуль дыхание.
Дыхательная гимнастика. (Слайд).
Упражнение “Ветерок”. Помоги ветерку раскрутить мельницы. Сделай сильный выдох, чтобы мельницы закрутились. (Слайд).
Л: Молодец! А сейчас Тигренок предлагает тебе вместе с ним запустить воздушного змея.
Л: Запустим воздушного змея?
Р: Да.
Упражнение: “Воздушный змей”. Сделай длинный выдох и помоги воздушному змею взлететь. Выдыхай медленно, чтобы воздушный змей улыбнулся. (Слайд).
Л: Молодец!
Я предлагаю тебе поиграть в игру, которая называется :
Дидактическая игра “Измени слово”:
Л: Слушай слова внимательно и измени первый звук на звук “Р” и у тебя получится новое слово, ты готова?
Слова: ХОБОТ, ТАНЕЦ, ЗАБОТА, МЫЧАТЬ, ПУГАТЬ. (Слайды).
Полученные слова: РОБОТ, РАНЕЦ, РАБОТА, РЫЧАТЬ, РУГАТЬ.
Л: Давай повторим слова еще раз, звук “Р” произноси длительно:
Р: Ррробот, ррранец, ррработа, рррычать,ррругать. (Слайд).
Л: Молодец!
Нас снова ждет в гости Тигренок, давай посмотрим, какие задания он приготовил на этот раз для тебя:
Работа с компьютерной программой. Модуль слитность.
Упражнение “Рыбка”.
Л: Сейчас ты будешь говорить чистоговорки. Следи за правильным произношением звука “Р”. Не останавливайся, и рыбка будет плавать. Говори без остановки. (Слайд).
Р:
Ра-ра-ра- высокая гора.
Ро-ро-ро- новое перо.
Ар-ар-ар- летит комар.
Ур-ур-ур- не гоняй кур.Ру-ру-ру- коза грызет кору.
Ры-ры-ры- летят комары.
Ор-ор-ор- у Ромы топор.
Ир-ир-ир- мы за мир.
Л: Молодец, у тебя все получилось правильно.
Развитие фонематических процессов.
Л: Назови картинку и определи, в какой части слова находится звук “Р”. Не забывай, что ответ должен быть полным.
Картинки: НОСОРОГ, ЖИРАФ, ЗАБОР, СЫР, РОЗА, КУКУРУЗА, КРОЛИК. (Слайды).
Работа с компьютерной программой. Модуль Фонетика. Анализ.
“Составь слово”.
Л: Назови картинки, определи первые буквы и составь из них слово. (Слайд).
Р: Телефон, игла, гвозди, робот.
Л: Выложи мне звуковую схему слова ТИГР. (Слайд).
Звуковой анализ слова.
Р:
Т И Г Р
4. Итог занятия.
Анализ работы ребенка.
Л: Молодец! К кому мы сегодня ходили в гости на занятии?
Р: Сегодня мы ходили в гости к Тигренку. (Слайд).
Л: Ты сегодня постаралась. Самое главное у тебя получилось четко и правильно произносить звук “Р”. Что тебе понравилось на занятии больше всего.
Р:
Л: Тигренок благодарит тебя за работу.
Занятие окончено.