Цель урока: Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания числа в пределах 100 (устные вычисления).
Задачи урока:
- Совершенствовать навыки устного счёта.
- Развивать внимание, усидчивость, наблюдательность, формировать умение решать проблемы, совершенствовать процесс мышления.
- Прививать любовь к предмету, воспитывать доброе отношение к окружающему миру, друг к другу ,чуткость, стремление к взаимовыручке.
Вид урока: заочная математическая экскурсия, с постановкой творческих заданий.
Раздел программы: “Прибавление и вычитание чисел в пределах 100”.
Оборудование: Учебники, тетради, записи музыки, шаблоны смайликов, раздаточный материал.
Технологии: Игровая, здоровьесберегающая технология , обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Ход игры
1. Организация игры.
Подготавливает рабочее место для занятия, создает комфортную ситуацию на уроке.
- Выйдем из-за парт, встанем в круг, возьмемся за руки; Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе! Все мы здоровы. Глубоко вдохните свежесть весеннего утра. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
2. Целеполагание и мотивация.
Создает проблемную ситуацию, мотивирует познавательную деятельность, определяет цели и условия работы, напоминает алгоритм работы.
Сегодня мы с вами, ребята, отправимся в гости к Робинзону Крузо.
- А кто такой Робинзон Крузо? ( Дома ребята готовят ответ на этот вопрос из Интернета, на уроках внеклассного чтения дети читали отрывки).
- Путешествие далёкое, интересное, но опасное, поэтому мы берём с собой самых, дружных, сообразительных и находчивых математиков.
- А есть ли среди вас такие?
- А это мы проверим, когда вы выполните три задания.
Слушайте внимательно!
ЗАДАНИЕ №1.
Учитель называет числа 15, 18, 20, 3, 45, 37. Дети должны определить лишнее число, ответить, почему 3 — лишнее число? (Число 3 — однозначное, а все остальное – двузначные.)
Увеличить однозначное число на 10. Сколько стало? ( 13) Какое это число? (Двузначное.)
ЗАДАНИЕ №2.
Как получить из однозначного числа двузначное? (Прибавить десяток.)
ЗАДАНИЕ №3.
Назовите ответ.
70 – 3 = 60 и 12 = 60 – 5 = 13 и 43 = 80 – 2 = 80 и 19 = 100 – 8 = 17 и 90 =
- Молодцы! Все вы хорошо справились с заданием и можете смело отправиться в путешествие. Проходите на корабль по рядам парами.
Проходя, дети первого ряда отвечают, как можно получить число 11, второго ряда – 12, третьего – 13.
Создает условия для применения знаний и умений.
3. Актуализация знаний и умений.
– Располагайтесь поудобнее, любуйтесь морем, дышите свежим воздухом. Так, в путь.
(Включаю музыку).
– Наш корабль подходит к “ Острову попугаев”. Вас встречает говорящий попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы расставить в приведенных примерах нужные знаки?
- 36 * 4 * 8 = 32
- 72 * 6 * 40 = 38
- 63 * 7 * 23 = 93
Дети решают примеры. Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.
– И дети снова отправляемся в путь. Перед нами “Остров обезьян”.
Хозяйка острова приготовила для них два хитрых примера:
- 74 – 50 = 16
- 70 – 54 = 24
– В чём хитрость этих примеров? (В первом примере вычитаем пять десятков, во втором примере вычитаем пять десятков и четыре единицы.)
– Правильно ли обезьяна их решила?
Какую ошибку в вычислениях она допустила?
Ответив на вопросы, дети “плывут” дальше.
Физкульминутка.
Мы танцуем “Хлопай – топай”
Утром, днём и вечером!
Лучший танец —
“Хлопай – топай”,
Когда делать нечего...
Кем бы ни был ты — отличник
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год!
4. Систематизация и обобщение знаний и умений. Закрепление и применение учебного материала.
– Перед нами “Остров Слонов”. Маленький слонёнок давно ждёт гостей. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием.
Вот его примеры:
- 80 – 43 =
- 60 – 15 =
- 96 – 50 =
- 73 – 40 =
Дети с радостью помогают слонёнку найти ответы.
– А вы правильно поступили?
– Значит, за вас тоже кто-то решает домашнюю работу?
– Как надо было поступить? ( Объяснить, но не решать.)
– А теперь объясните слонёнку, как надо решать такие примеры. Слонёнок всё понял.
В благодарность дети получают от него “бананы” и “ананасы”(рисунки), прощаются со своим новым другом – и снова в путь.
– Что это? Необитаемый остров?
– Ребята, наш корабль захватили дикари! Пока вы не дадите ответы на их вопросы, они нас не выпустят, потопят корабль. Быстрее за работу! ( Решение примеров.)
- 43 + 7 =
- 68 + 6 =
- 76 + 5 =
- 81 – 5 =
- 54 – 9 =
- 82 – 7 =
– Ура! Ответ найден, мы на свободе! Скорее на корабль! Нас ждёт Робинзон!
– Ой, что это? На палубе вода!
– Кто-то из дикарей успел пробить наш корабль. Ищите “пробоину”! Она находится в ответах. Дети проверяют ответы:
- 64 + 3 – 30 = 37
- 86 – 60 + 4 = 18
- 7 + 53 – 9 = 41
- 58 + 7 – 20 = 45
“Пробоины” найдены, ответы исправлены.
Учитель. А вот и сам Робинзон Крузо! Встречайте его (Дети хлопают в ладоши.)
Робинзон. Как вы повзрослели! И, наверное, стали ещё сообразительнее. А ну-ка, я проверю:
– Лестница состоит из 11 ступенек. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине? (Дети отвечают.)
– Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие.
5. Подведение итогов.
Рефлексия.
А теперь оцените свою работу. Если вы довольны собой, нарисуйте улыбающийся смайлик. Если не все получилось - нарисуйте серьезный смайлик, а если вы недовольны своей работой, то грустный.
За то, что вы не испугались трудностей, стойко преодолели все преграды, вам Робинзон приготовил подарки. (Открытки.)