Переходим в пятый класс. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю и способы решения

Разделы: Работа с родителями


Довольно часто от родителей можно услышать фразу: “Детство закончилось, ты переходишь в 5 класс...”.

Изменение привычной обстановки даже для взрослого человека является не простой ситуацией, а для ребенка особенно. Так, любые переходные периоды сопровождаются проблемами, которые требуют пристального внимания родителей и учителей. Ведь именно семья и начальная школа является первыми институтами обучения и воспитания ребенка и от того, как будет протекать этот процесс, зависит, какая личность сложится в ребенке и какие он получит базовые знания, так необходимые ему на следующем этапе – в 5-9 классах.

Рассмотрим особенности социальной адаптации и развития учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.

АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что понятие адаптации (от латинского слова adapto –приспособляю) являет собой процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Социальная адаптация детей – это активный направленный процесс, способствующий развитию у ребенка набора знаний, необходимых для жизни в социальном обществе. Адаптация имеет много общего с воспитанием – направленным процессом формирования и развития личности.

Большая роль в обеспечении успешности адаптации отводится основным участникам образовательного процесса – учителям и родителям. Личностные качества педагога, сохранение эмоциональных контактов школьников с взрослыми членами семьи, постоянное и дружелюбное, конструктивное взаимодействие педагогов и родителей – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона отношений в новом социальном пространстве.

По мнению специалистов, успешное установление отношений с одноклассниками и новыми учителями затрудняются, если у ребёнка высок уровень личной и школьной тревожности. В данном случае, осложняется сам процесс учения. Оно становится проблематичным. При этом даже потенциальный отличник может стать отстающим учеником.

И, конечно же, важным становится процесс адаптации учителей к новым ученикам. Они ещё мало знают их и могут ошибиться в оценке их возможностей обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную педагогическую позицию в классе и к отдельным учащимся.

В целом, можно сказать, что благоприятная адаптация детей среднего школьного возраста к школьной жизни – залог успешности обучения ребенка в дальнейшем и его личностного благополучия.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что средний школьный возраст – это период овладения самостоятельными формами работы, время для развития познавательной активности учеников и его мотивации. Мотивация направлена на получение новых знаний и освоение способов их добывания. Новые условия обучения предъявляют более высокие требования к ребёнку, как личности. Об этом должны помнить учителя, включая подростков во всевозможные интеллектуальные конкурсы, олимпиады, проектную деятельность. Педагоги обязаны организовывать работу в группах, воспитывать чувство взаимопомощи, терпимости, развивать у подростков дух соперничества и свершений, нацеливать на хороший результат своей работы, дать возможность почувствовать себя успешным.

В старшей школе меняется сам процесс обучения. Теперь он не ограничивается только рамками учебной программы, а зачастую, выходит за её пределы, а именно, может в большей степени осуществляться самостоятельно, иногда дистанционно или по индивидуальным учебным планам. Но эти варианты обучения возможны только в том случае, если интерес к учению становится первостепенной целью. В случае если учение не представляет для ребенка значимой ценности, то учебная деятельность превращается в тяжёлую повинность. Отсюда – и школьная неуспеваемость, плохое настроение, нежелание идти в школу, негативное отношение к школе в целом.

Давайте попытаемся уточнить причину вышеприведённых проблем с точки зрения психологии. Так, по мнению большинства психологов, именно в возрастном периоде 10-11 лет происходят значительные изменения в психике детей. Начинает развиваться теоретическое мышление. Вслед за получением новых знаний, новых представлений об окружающем мире, начинается процесс трансформации ранее сложившихся жизненных понятий. Так, по мнению Л. С. Выготского “ключом ко всей проблеме развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности – к мышлению в понятиях”. Развитие нового уровня мышления, в свою очередь, влияет на перестроение всех остальных психических процессов, в том числе и рефлексии – обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды на жизнь, собственное мнение, в том числе понимание значимости образования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Очевидным является то, что в этот период общение со сверстниками определяет развитие ребенка, как разносторонней личности. Появляются притязания ребенка на определенное место в классе, его часто беспокоят взаимоотношения со сверстниками, формируется устойчивый статус ученика. Ребёнка беспокоит то, как складываются его общение с товарищами, а не только успехи учёбе и отношения с учителями. Изменения происходят во взаимоотношениях друг к другу: на первое место выступают отношения, связанные с качествами “настоящего товарища и друга”.

Важным для подростка становится его положение среди сверстников, внешний облик, отношение родителей к нему как к взрослому.

Младшему подростку особенно необходимо занять своё место коллективе, обзавестись верным другом, чувствовать себя включенным в коллектив одноклассников, чувствовать уверенность в себе, знать, что есть возможность довериться членам семьи и они тебя поймут.

В подростковом возрасте появляется стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей. Младшие подростки склонны переоценивать свои возможности, реализация которых предполагается в отдаленном будущем. Они бояться остаться в положении “худшего”. Если ребёнок попадает в такое положение, то он старается всеми способами завоевать расположение одноклассников, даже самими своеобразными путями.

Подросток любит предаваться мечтаниям, боится осквернения своей мечты. Проявляет повышенный интерес к спорту, музыке увлекается коллекционированием, киноискусством и т. д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью в суждениях, иногда до грубости.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  • Родителям нужно помнить, что ребёнок начинает становиться на рельсы самостоятельной жизни, уважать его выбор, поддерживая во всех начинаниях. Ведь на данном этапе младший подросток прогнозирует для себя дальнейший путь своего развития.
  • Родителям важно интересоваться школьными делами ребёнка, знать его друзей и одноклассников. Искать возможность побеседовать с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Помочь ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе, заинтересовать ребёнка предметом, руководствуясь личным опытом.
  • Привлекать к различным семейным поручениям, советоваться с ним в выборе домашних вещей, предметов быта, уважать его выбор, доверять ему, таким образом, вы укрепите его чувство взрослости. Формируйте и поддерживайте семейные традиции и ценности. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и атмосферу в доме.
  • Помните, что будущее наших детей - наше будущее! Любите своего ребёнка и будьте вместе во всех его начинаниях!