Основные задачи концертмейстера на уроке классического танца

Разделы: Музыка


Термины “концертмейстер” и “аккомпаниатор” не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. “akkompagner” - сопровождать) – музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как впрочем, не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента.

Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем какого-либо композитора изнутри, нужно сыграть подряд много его произведений. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записях на концерте. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенность каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадает даром; даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл удовольствия в том, чтобы не быть солистом, а быть одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере исполнителя. Еще труднее, но необходимо при этом сохранять свой индивидуальный облик.

Урок классики.

Рассмотрим деятельность концертмейстера-пианиста, работающего на занятиях хореографии.

Искусство танца теснейшим образом связанно с музыкой. Поэтому любой вид хореографической практики не может обойтись без музыкального сопровождения. Но особенно важна роль музыки в процессе обучения танцевальному искусству.

Музыкальное сопровождение является составной частью учебных занятий. От качества музыкального материала, используемого на уроках танца, и его исполнения зависит не только развитие музыкальных способностей становление художественного вкуса учащихся.

Содержательная, эстетически привлекательная музыка, танцевальная в своей основе, способная оказать существенную помощь в освоении сложной системы выразительных средств танца: техники исполнения, артистизма

Успех работы с детьми во многом зависит о того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должно быть музыкально оформлено, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознание отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление структуре произведение, определяет его характер. У детей формируется первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современно музыки, и, таким образом, формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достояние танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы-хореографы.

В программах по классическому танцу зафиксированы определенная последовательность учебного материала. Всем движениям дана соответствующая характеристика, в которой отразилась как техническая, так и образно-эстетическая сущность каждого отдельного движения. Характеристика заложенных в каждом танцевальном движении выразительных возможностей имеет первостепенное значение в работе по подбору музыкального материала для учебных занятий. Эти данные помогают определить музыкальную основу того или иного движения, той или иной учебной комбинации, предназначенной для выполнения в классе у станка или посередине зала. Особая забота о качестве музыкального сопровождения, по всем параметрам соответствующего характеристикам учебных хореографических упражнений, продиктована не только чисто художественными задачами. Полное соответствие звучания и движения, как теперь известно, способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися техники исполнения, то есть основных профессиональных навыков. У каждого движения свои выразительные возможности. Однако полная реализация этих выразительных качеств танцевальной речи невозможна без музыкального сопровождения.

Изучение движений классического танца осуществляется по специальной программе, в которой предусмотрена определенная последовательность учебного материала.

Урок классического танца начинается с поклона. Сопровождать его должно музыкальное построение, представляющее собой законченный 8-тактовый период в двухдольном или трехдольном размере с четким делением на два предложения по четыре такта в каждом.

Все упражнения классического экзерсиса осваиваются учащимися со вступительного эпизода – preparation.Объем вступления два или четыре такта, в зависимости от методических целей

Учебные комбинации.

Plie (большое и малое) – движение спокойного, плавного характера, требующее гибкого и пластичной музыкальной поддержки.

Небольшие и глубокие приседания удобно делать при наличии в сопровождение в партии левой руки арпеджированного последования равных долей. Оно помогает учащимся равномерно распределить опускание и подъем.

Battement tendu (движение ноги по полу) – движение бодрого, энергичного характера. Для музыкального сопровождения этого движения хорошо подходят двухдольные танцевальные мелодии. Очень удобным мелодии инструментальных пьес Э. Грига.

Battement tendu jete (маленький бросок ноги на 25?) – движение активное, стремительное. Наиболее полно отражают характерную основу этого движения двухдольные танцевальные мелодии с пунктирным ритмом.

Rond de jambe parterre (круг ногой по полу) – вращательного типа движение, отличающееся слитностью, непрерывностью и равномерностью течения движенческих элементов. Круговые движения ноги по полу хорошо сочетаются с мелодическим рисунком вальсового типа, в котором преобладают восьмые доли. Для вращательных круговых движений вообще наиболее пригодны фрагменты в трехдольных ритмах, обладающих плавностью поступательного кружения, всецело гармонирующего с характером этих движений.

Battement frappe – ударное по характеру и технике исполнения движение. Подчеркнуть остроту и резкость последовательностью коротких, саккатных по извлечению мотивов ямбического строения. Эти мелодико-ритмические образования целиком сливаются с интонационно-ритмической структурой движения.

Battement releve lent (подъем ноги на 90?) – медленные адажийного плана движения, нуждающиеся в спокойной, напевной мелодике. Для музыкального сопровождения этого упражнения уместно использовать медленные вальсы

Grand Battement jete (большой бросок ноги) – сильное и энергичное движение. В зависимости от методических целей урока оно может сопровождаться маршеобразной и вальсовой по характеру музыкой. Марш используется, как правило, на начальных этапах разучивания этого движения.

Занятия на середине зала в своей первой половине повторяют учебный материал у станка, но комбинации состовляет компактнее. Характер движений, в общем и целом не меняется. Однако это не значит, что музыкальный материал, предназначенный для сопровождения движения у палки, может быть повторен для движения на середине зала. Упражнения на середине зала все-таки отличаются от упражнений у станка. Они отличаются усложненностью структуры ввиду более широкого использования вспомогательных и связующих движений рук, корпуса, головы.

Подобные моменты весьма расширяют выразительные возможности танцевальных упражнений и требует иной, значительно эмоционально-насыщенной музыкальной поддержки, обогащенной интонационно и ритмически.

На середине зала в части урока, получившей название аллегро, учащитеся осваивают различные прыжковые комбинации. Для определения музыкальной основы прыжковой комбинации значение имеет не технология прыжка, как такового, а наличие образной характерности, присущей тому, или иному прыжке. Прыжки делятся на маленькие и большие, в высоту и длину, с минимальным отрывом от пола и максимальным, что позволяет подразделять их по высоте, отличая низкие, средние и высокие прыжки. Многие разные по названию и технике исполнению прыжковые движения могут быть объединены в группы, характеризующиеся сходным образно-эмоциональным строем выражение и, несмотря на свою различную техническую структуру, иметь одинаковую звуковую поддержку. Так, например, похожи (но не тождественны) по характеру такие маленькие прыжки как:

  • Come (прыжок по всем позициям)
  • Эшапе (прыжок с 5 на 2 позицию)
  • Шажман де пье (прыжок с 5 в 5 позицию с переменной ног)

Для них можно подобрать одну и ту же мелодию.

Заканчиваются урок классического танца поклоном.

Список используемой литературы:

  1. Л.А. Ладыгин “Музыкальное оформление уроков танца”.
  2. Джерольд Мур “В концертмейстерском классе”.
  3. Нина Невская “Классический танец”.