Тип урока: комбинированный.
Цель: Формирование понятия арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей, применение формулы n-го члена и суммы n – членов арифметической прогрессии. Научить применять формулы арифметической прогрессии при решении задач во время подготовки к ГИА.
Задачи:
- Образовательные – повторить понятие последовательности, закрепить умение находить члены арифметической прогрессии. Научить находить –й член и сумму n -членов арифметической прогрессии.
- Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
- Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Арифметическая прогрессия», карточки для выполнения теста.
Ход урока
I. Организационный момент.
На экране высказывание: СЛАЙД 2
Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано; научиться этому можно лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь.
Д. Пойа.
Тема нашего урока – арифметическая прогрессия. На этом уроке мы повторим понятие арифметической прогрессии как одного из видов последовательностей, рассмотрим применение формулы n-го члена и суммы n членов арифметической прогрессии, при подготовке к ГИА. Но, сначала повторим основные понятия арифметической прогрессии.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устная работа:
– Объясните, как вы понимаете, что такое последовательность. (Последовательность – это числовой ряд, заданный некоторой формулой или правилом).
– Какими могут быть последовательности? (Последовательности могут быть конечными и бесконечными).
– Приведите примеры бесконечных и конечных последовательностей. (Последовательность четных положительных чисел 2;4;6;8;… бесконечна, последовательность двузначных чисел 10;11;12;13;… конечна).
– Как называются числа, образующие последовательность? (Числа, образующие последовательность, называются членами последовательности).
СЛАЙД 3
Арифметическая прогрессия
СЛАЙД
Формула т-члена арифметической прогрессии
Вспомнили определение арифметической прогрессии и нахождение n-члена арифметической прогрессии. Решим следующие задачи.
2. Работа в тетради.
СЛАЙД 5
В арифметической прогрессии а1 + а5 = – 4; а2·а6 = – 16. Найдите положительное значение разности.(2) – 2б
СЛАЙД 6
В арифметической прогрессии , а1 = -5, а2 = – 7. Найдите 21 член этой прогрессии. (– 45) – 1б
СЛАЙД 7
В арифметической прогрессии (аn), а 71= 38, а73 = – 128. Найдите семьдесят второй член этой прогрессии. (324) – 2б
СЛАЙД 8
Сколько отрицательных членов содержит арифметическая прогрессия (аn): -18; -17,3;.. (26) – 2б
СЛАЙД 9
В арифметической прогрессии (аn), аn = 3n – 4. Найдите сумму шестнадцати первых членов. (344) -2б
СЛАЙД 10
Дана арифметическая прогрессия: -2,8; -2,5 …. Укажите наименьший по абсолютной величине положительный член арифметической прогрессии. ( – 0,1) – 4б
СЛАЙД 11
Формула суммы n-члена
СЛАЙД 12
Найдите сумму первых десяти совпадающих членов арифметических прогрессий: 3; 5; 7…и 8; 15; 22….(780) – 6б
СЛАЙД 13
Тест
-
Найдите девятый член арифметической прогрессии: 3; 7;…
1. 33
2. 34
3. 35
4. 36 -
2 Какое число не является членом арифметической прогрессии: 5; 8; 11;…?
1. 53
2. 62
3. 82
4. 95 -
Найдите сумму девяти первых членов арифметической прогрессии: 4; 11; …?
1. 268
2. 288
3. 290
4. 292 -
Найдите восьмой член арифметической прогрессии аn = 5 – 0,5n
Ответ:___________ -
Какое наибольшее число последовательных четных чисел, начиная с 2, можно сложить, чтобы получившая сумма осталась меньше 110?
Ответ:_________
III. Домашнее задание.
Е.А. Бунимович. Математика ГИА Выполнить Вариант №5
Литература:
- В.В. Кочагин, М.Н Кочагина ГИА Алгебра. – Москва: ЭКСМО, 2010.
- А.В. Семенов, А.С. Трепалин ГИА Математика. – Москва: Интеллект-Центр, 2012.
- Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова ГИА Математика – Москва: АСТ Астрель, 2013.
- С.Д. Данилов, Е.В.Корнева Алгебра 9 класс Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА, – Ярославль: Академия развития, 2010.