Цель: Автоматизация звука [л].
Задачи:
- Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].
- Закрепить навык произношения звука [л] в слогах и словах.
- Закрепить навык выделения звука [л] из ряда слов.
- Продолжать учить образованию относительных прилагательных и приставочных глаголов.
- Учить образованию форм именительного падежа множественного числа существительных.
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
- Воспитывать самоконтроль в речи.
Оборудование. Книжка с иллюстрациями “Колобок”; тарелочка с орехами; предметы (платок, совок, конфета, шляпа); игрушки колобка, ежа, лисы, медведя, волка, белки; предметные картинки; картинки с изображением одного и нескольких предметов; парные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня мы с тобой вновь встретимся со сказкой. Только это не сказка о Веселом Язычке. Сегодня Язычок сам хочет послушать сказку.
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Язычок с нетерпением к этому готовится, весело улыбается. Подвинул поближе свой любимый диванчик (упражнение “Лопата”).
Тянется к полке за любимой книжкой (упражнение “Качели”).
Перелистывает странички в книжке (упражнение “Индюк”).
Сдувает пылинки с книжки (упражнение “Бочка”).
Ребенок выполняет артикуляционные упражнения.
Итак, начинаем. Сказка называется “Колобок”.
3. Произношение звука [л] изолированно и в слогах.
Логопед. Жили-были Дед да Баба. (Открывает соответствующую иллюстрацию.) Испекла Баба Колобок и положила на окошко студиться. Устал лежать колобок, перевернулся он с боку на бок: л-л-л. (Обращает внимание ребенка на положение языка во время произнесения звука [л]).
Крутился-крутился Колобок, да и свалился на землю. Покатился колобок по дорожке и песенки запел:
ла-ла-ла,
ло-ло-ло,
лы-лы-лы,
лэ-лэ-лэ,лу-лу-лу,
ал-ол-ул,
ол-ул-ыл,
ил-ал-ул.Споткнулся о кочку:
пла-плы-плэ,
кло-клу-клы,слэ-сла-слу,
блу-бло-бла.
Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки с разной интонацией.
4. Произношение звука [л] в словах; упражнение для мелкой моторики.
Логопед. Катится Колобок, видит Белка сидит, орешки рассыпала, а из слов звук [л] потеряла. Подбери орешек и скажи слово правильно:
..ампа пи..а сто.. ..ожка мы..о пена.. ..ыжи па..ас журна..
Ребенок произносит слова, перекладывая орехи со стола в тарелочку.
5. Произношение звука [л] в именах прилагательных.
Логопед. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк бежит. Волк спрашивает: "Я смелый?" Колобок отвечает: "Смелый!" Волк спрашивает: "Я ловкий? Я послушный? Я Ласковый? Я веселый?"
Что Колобок ответил Волку?
Ребенок отвечает с утвердительной и отрицательной интонацией.
6. Выделение звука [л] из слов на слух.
Логопед. Катится Колобок дальше. А навстречу ему Медведь. Медведь бежит, отмахивается от пчел. Он потревожил пчелиный улей, хотел медом полакомиться. Лапами хлопает, хочет поймать пчел. Помоги медведю поймать слово-пчелку со звуком [л]. Когда услышишь в слове звук [л], кричи: “Поймал!”. Слушай внимательно слова: лодка, ложка, кошка, палка, банка, балка, будка, булка, бурка, стол, стул, стук.
7. Упражнение на внимание “Найди пару”.
Логопед. Катится Колобок дальше, а навстречу ему Ежик. Ежик идет, пыхтит, на спине грибы несет. Помоги Ежику найти одинаковые грибы (д/и “Парные картинки”).
8. Образование форм именительного падежа множественного числа существительных.
Логопед. Посмотри, что у Ежика есть в норке. Назови эти предметы.
Ребенок называет предметы, изображенные на картинках (существительные единственного и множественного числа в И.п.): ландыш - ландыши, лыжа - лыжи, ложка - ложки, кукла -куклы, иголка - иголки, бокал - бокалы, палка -палки, флаг – флаги.
9. Образование относительных прилагательных.
Логопед. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему Лиса идёт с покупками. Она купила платок из шёлка. (Выкладывает соответствующий предмет). Какой платок она купила? (Шёлковый). Купила шляпу из соломы, конфету из шоколада, совок из пластмассы.
Ребёнок образует прилагательные: соломенная, шоколадная, пластмассовый. Устала лиса, села на пенёк и захотела съесть Колобка. Но Колобок обхитрил Лису и покатился обратно домой.
10. Образование приставочных глаголов.
Логопед. А дома его уже ждут Дед да Баба. Стал Колобок рассказывать о своём путешествии: “Я от Лисы...ушёл. Речку через мостик...перешёл. К забору...подошёл. В калитку... зашёл. К Деду с Бабой я...пришёл”. Колобок обрадовался встрече, обрадовались и Дед с Бабой. И стали они снова вместе жить – поживать, да добра наживать.
11. Итог занятия.
Логопед. Вот и закончилась сказка. Кому мы её рассказывали?
Ребенок. Язычку рассказывали.
Логопед. А какой звук нам помогал рассказывать сказку?
Ребенок. Помогал звук [л].