Цели:
- повышение познавательного интереса к предмету;
- развитие любознательности, внимания;
- наработка навыков нешаблонного и логического мышления при решении нестандартных задач;
- формировать дружеские отношения, умение работать в парах.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация (Презентация 1).
Ход урока
- Все вы знаете, что на этой неделе в школе проходит неделя математики.
- И сегодня у нас не обычный урок...Но для того, чтобы мы могли сформулировать тему нашего урока, вам придется выполнить ряд заданий.
- И начнем мы наш урок с устного счета.
- Вам необходимо узнать, что спрятано за знаками вопросами (слайд 1).
Устный счет (слайд 2)
- Придумайте число.
- Умножьте его на 2.
- К произведению прибавьте 3.
- Полученную сумму умножьте на 4.
- От полученного произведения отнимите 12.
- Полученную разность разделите на задуманное число.
Ответ: 8.
Задание 2 (слайд 3)
- Составьте по схеме уравнение и решите его:
Ответ: 6.
Задание 3 (слайд 4)
- Сколько целых чисел расположено между числами -4,1 и 3.
Ответ: 8.
- Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно это число? (слайд 5)
- С чем оно может быть связано?
Кроссворд (слайд 6)
Разгадайте кроссворд и из выделенных букв составьте зашифрованное слово.
По горизонтали:
1) Она бывает обыкновенной, правильной и неправильной...
2) Сумма длин всех сторон многоугольника;
3) Прямоугольник, у которого все стороны равны.
По вертикали:
4) Единица измерения площади, равная площади квадрата со стороной 100 м;
5) Одно из основных математическихдействий.
Правильные ответы представлены в слайде 7.
- Какое слово у вас получилось? Правильный ответ Москва.
- Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. Принято именно от этой даты отсчитывать возраст нашей столицы.
- А теперь давайте вспомним, какое число получилось у нас после выполнения первых заданий. Правильно это число 868. Так почему я выбрала именно это число?
В сентябре 2015 года мы будем отмечать 868-летие нашей столицы и сегодня на уроке я уверена, что вы узнаете много интересных фактов о Москве (слайд 8).
- А что является древнейшей частью Москвы?
- Конечно, это Московский Кремль.
- Кремль расположен на высоком левом берегу Москвы-реки—Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной.
В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га.
(слайд 9) В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 гектара. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.
Задача 1 (слайд 10)
Южная стена современного Кремля имеет длину 0,685 км, восточная - на 0,045 км длиннее ее. Вычислите длину западного участка стены, если известно, что протяженность стен Кремля 2,235 км.
Ответ: 0,82 км.
Задача 2. "А я иду, шагаю по Москве..." (слайд 11)
Мы уже знаем, что стены Московского Кремля имеют протяженность 2235 метров. А давайте выясним: сколько времени нам потребуется, чтобы пройти вдоль всех стен Кремля со скоростью 3 км/ч (50 метров в минуту)? Ответ округлите до целого числа. Успеем ли мы обойти вокруг Кремля за 50 минут?
Ответ: 44,7 мин ? 45 мин.
Задача 3 (слайд 12)
Решите логическую задачу и вы узнаете сколько башен в Московском Кремле.
Задан ряд чисел: 1, 6, 7, 13..., продолжите его.
Ответ: 7+13=20.
Задача 4 (слайд 13)
Из 20 башен Московского Кремля круглых в 3 раза больше, чем многогранных, четырехгранных - в 4 раз больше, чем круглых и многогранных вместе взятых.
Сколько башен каждой формы имеет Кремль?
Ответ: 3 круглых, 1 многогранная, 16 четырехугольных.
Как мы уже выяснили в предыдущей задаче, 3 башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная) Московского Кремля имеют круглое сечение и стоят они в углах треугольника.
Задача 5 (слайд 14)
Самая высокая башня Кремля со звездой имеет высоту 80,1 м.
Расположите числа в порядке возрастания, и вы узнаете ее название:
-20,1 | 15 | 0 | -10,99 | -0,5 | 1,5 | ||
Т | Я | Ц | О | А | Р | И | К |
Ответ: Троицкая.
Задача 6 (слайд 15)
К воротам Троицкой башни ведёт Троицкий мост, защищаемый башней неправильной формы.
Соединив каждое числовое выражение из левого столбика с соответствующим числом из правого столбика, вы сможете узнать название этой башни (слайд 16).
1. | У |
2. | 2 Ф |
3. 2,4: | 7 Я |
4. 7 - | К |
5. 1 | 9 Т |
6. 6:3 | 1,8 Ь |
7. 6*1 | А |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
к | у | т | а | ф | ь | я |
Ответ: Кутафья башня - единственная сохранившаяся отводная башня-стрельница Московского Кремля.
Задача 7. Куранты Спасской башни (слайд 17)
В Спасской башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты.
Часовая стрелка кремлевских курантов на 0,31 м короче минутной стрелки. Вычислите длину стрелок, если известно, что суммарная их длина 6,25 м.
Ответ: часовая стрелка длинной 2,97 м, минутная - 3,28 м.
Высота цифр на циферблате составляет 9/41 от длины минутной стрелки. Вычислите высоту цифр?
Ответ: 72 см.
Задача 8 (слайд 18)
Царь-колокол имеет массу 200 тонн. Масса осколка составляет 0,0575 массы колокола. Какова масса осколка? (11,5 т)
Подведение итогов урока.
Домашняя работа (слайд 19)
При выполнении первого задания у вас у всех получилось одно и то же число 8. И вы не смогли мне ответить, почему так получилось. Я вам предлагаю дома найти ответ на вопрос.
- Задумать число.
- Умножить его на 2.
- К произведению прибавить 3.
- Полученную сумму умножить на 4.
- От полученного произведения вычесть 12.
- Полученную разность разделить на задуманное число.