Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. 5 класс.
Цель урока:
Образовательная:
познакомить:
- с жанром “программной музыки” и его построением;
- с сюжетом арабской сказки “Шехеразада”
- с симфонической сюитой Н.А. Римского-Корсакова “Шехеразада”;
Развивающая:
- формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
- развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к музыке русских композиторов посредством симфонической музыки.
Задачи:
- личностные:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- умение понять мир через музыкальные формы и образы;
-метапредметные:
- активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
- умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определить её цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
- формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения;
-предметные:
- обобщить и систематизировать знания материала по жанрам вокализа, романса, песни;
- определить музыкальные особенности жанра баркаролы.
Тип урока: Урок “открытия” нового знания.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование, раздаточный материал: мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, наутбук, презентация по теме урока, пианино, учебник, рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, портрет композитора, иллюстрации к сказке, иллюстрации к балету “Шахерезада”.
Музыкальный материал:
- симфоническая сюита Н.А. Римского-Корсакова “Шахерезада” - слушание;
- фонограмма песни “Сказки гуляют по свету”
Структура и ход урока
Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
Этап мотвации к учебной деятельности | Предлагает исполнить первый куплет
песни муз. Е. Птичкина (Из к\ф Оленья охота) “Сказки гуляют по свету” - О чём исполненное произведение? - Какой жанр? - Как прозвучала песня? - Как вы думаете, над какими моментами в этой песне нужно поработать? |
Исполнение песни. Ответы на вопросы учителя. Работа над артикуляцией. |
Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости |
Этап самостоятельного формулирования темы урока | Ребята, попробуйте сами определить тему
урока. Прочитайте текст на слайде, о чём идёт
речь? (слайд 1) - Найдите в тексте, что такое Программная музыка. - А какой литературный жанр использовал композитор в своей музыке?(Слайд 2) |
- Программная музыка. -Инструментальные произведения в основе которых лежат литературные произведения. - Сказки |
Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: самостоятельное формулирование темы урока |
Этап получения новых знаний | - Кто изображён на портрете? (3 слайд) - Кто знает имя композитора? После ответов детей: Я расскажу о нём... очень хотел плавать, был морским офицером... но не смог из-за морской болезни... - Для чего я рассказала вам этот момент из жизни композитора? Какую тему сказок он использовал? |
- Композитор - Ответы...
- Сказки на морскую тему. |
Познавательные Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать |
Этап самостоятельного получения информации | (Слайд 6) Да, он использовал арабскую
сказку “Тысяча и одна ночь”. - Предлагаю разделиться на группы - Прошу прочитать краткое содержание выбранной вами части. Время прочтения 2 минуты. |
Прочтение по группам содержание частей сказки. | Коммуникативные Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества Познавательные: самостоятельное чтение текста Регулятивные: прогнозирование, планирование |
Этап самостоятельного умозаключения | Это симфоническая сказка, для кого
предназначено её исполнение? - Расскажите по иллюстрации об этом коллективе, чем они занимаются? - Смотрим видео фрагмент. - Какую музыку исполнил симфонический оркестр? |
- Симфонический оркестр (Слайд 7) - Ответы учеников |
Познавательные: учатся размышлять над иллюстрацией, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке, Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию |
Этап реализации полученной информации с проговариванием во внешней речи | В симфонической сказке программа,
состоящая из 4-х частей. (Слайд 8). Первая часть: (Слайд 9) Море и корабль Симдбада (морское путешествие) Слушаем фрагмент 1 части: Учебная задача перед слушанием: |
- Первая группа кратко пересказывает
содержание I части сюиты. - Контраст в динамике, в настроении.... Первую тему исполняет весь оркестр, а во второй солируют скрипки. |
Регулятивные: развитие умения
осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять основную мысль из текста, определять средства музыкальной выразительности высказывать суждения о музыке Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера |
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы изобразить главных героев сказки? картину сильнейшего шторма? | - Бурю, морской шторм, затем затишье | ||
- Какие события нам рисует музыка? (дополняет) Всеми своими красками оркестр описывает сначала спокойное море, путь корабля, затем тревогу и смятение и Буря утихает, корабль плавно скользит по морским просторам. (Слайд 10) Вторая часть сказки называется Рассказ Календера–Царевича Тему Календера Учебная задача перед слушанием: - Какой инструмент солирующий? - Как звучит тема в исполнении этого инструмента? |
- Пересказ II группы содержание сюиты:
это повествование о битвах и скачках, рассказ о
чудесах Востока. - Исполняет солирующий фагот; - Тема звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный колорит |
||
Этап самостоятельной получения знаний | - Темой какого персонажа началась эта
часть? - Почему? Учитель: (Слайд 11) Последняя часть симфонической сказки называется Праздник в Багдаде. Учебная задача перед слушанием Какие средства музыкальной выразительности композитор использует для того чтобы изобразить восточный праздник? |
- Шехеразады. Потому, что она главная,
она рассказывает эту сказку. - Пересказ III группы: Это грандиозный финал сказки, объединяющий многие темы, “собирающий” героев произведения на веселом празднике. - Быстрый темп, игривое настроение, танцевальный ритм, мажорную тональность, яркую динамику. - Шехеразады. |
Познавательные: логические - анализ, классификация Регулятивные: самоконтроль |
- Скажите, во всех фрагментах
присутствие какого персонажа было ярко выражено? - Почему? |
- Потому что она рассказчица. | ||
Этап включения в систему знаний и повторения | - А как называется такая музыкальная
тема, которая звучит на протяжении всего
произведения и характеризует героя? (Слайд 12) Учитель: Подводим итог урока. Ответим на вопросы. (Слайд 13) |
- Лейтмотив | Познавательные: логические - анализ, классификация |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Задание - Расшифруйте название
музыкальных инструментов, и соотнесите их с
названием оркестров, в левый запишите
инструменты симфонического оркестра, в правый
народного. - На кружочке нарисуйте смайлик который будет обозначать понравился вам урок или нет. |
Ответы на вопросы. Отгадывание загадки. Подбор прилагательных, характеризующих настроение и оценку деятельности на уроке. |
Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения |