Знакомство старших дошкольников с укладом русской деревни, приобщение к русской духовной культуре и культуре славянских народов является важной образовательной задачей, стоящей перед педагогами дошкольных учреждений на современном этапе.
Такая работа будет являться основой складывающейся картины мира у детей дошкольников, ляжет в основу будущих ценностных ориентиров личности: отношение к окружающему миру, к людям, к своей стране, к обычаям и традициям своего народа.
Четвертый год в нашем дошкольном учреждении проводятся интегрированные образовательные проекты на базе музыкальных занятий.
В процессе подготовки к ним педагоги расширили представления детей о русской печи, укладе деревенской жизни, дети познакомились с русскими народными потешками, пословицами, поговорками, песнями славянских народов. А результатом работы стал яркий, красочный и веселый праздник “Образ русской печи в русских народных сказках”!
Действующие лица:
- Воспитатель
Дети:
- Хозяйка
- Хозяин
- Машенька
- Ванюшка
- Печка
- Девочка-рассказчица
- Гуси-лебеди
- Колобок
- Емеля
- Царевна-несмеяна
- Коза
- Козленок
- Дети старшей группы
Дети входят в зал под музыку Г.Заволокина “От печки”. Одновременно на интерактивном экране демонстируется показ слайдов о русской печке.
I картина “В русской избе”
В русской избе встречают хозяйка с хозяином гостей, держа в руках каравай с солью.
Хозяин: Здравствуйте,гости дорогие! Добро пожаловать к нам в дом.
Дети (хором): Здравствуйте!
Хозяйка: Отведайте-ка нашего каравая (предлагает каравай).
Дети (хором): Спасибо.
Девочка: Какой вкусный, пышный, душистый у вас хлеб.
Хозяин: Да, а всё благодаря нашей печке (показывает на печь).
Хозяйка: А вы знаете, что без печи невозможно было бы испечь хлеб, пироги, калачи; сварить щи да кашу?Да и согревает нас печь в холода и лечит.
Девочка: Да, мы знаем. И хотим вам рассказать стихи.
Дети расказывают стихи о русской печке.
Исполняют чешскую народную песню “Печь упала”. Потом садятся на стульчики.
Хозяин: А я хочу рассказать вам, как устроена наша печь.
(Рассказывает, называя части печи).
Хозяйка: Я покажу вам кухонную утварь: это чугунок, это ухват, это прихватки, это глиняный горшок. Без этих вещей не обойтись в избе, готовя еду.
Девочка: А среди нас есть герои русских народных сказок. И мы покажем вам, как печь не только служит людям для приготовления пищи, но и спасает от верной погибели.
Звучит любая русская народная мелодия.
II картина. Сказка “Гуси-лебеди”
Выходят герои сказки “Гуси-лебеди” Машенька и Ванюшка.
Девочка-рассказчица: Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: “- Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём”. А Машенька посадила братца на травку и убежала на улицу к подружкам.
(Маша сажает братца и убегает).
Дети исполняют танец под фонограмму “В небе светит солнышко”,чешская народная мелодия . По окончании садятся на стульчики.
Гуси-лебеди прилетают и уносят с собой Ванюшку.
(Музыкальное сопровождение — тема гусей-лебедей).
(Прибегает Машенька).
Машенька: Ванюшка, ты где? Где мой братец родненький? (Стала Маша плакать и говорит). Сама виновата, сама братца и найду. (Убегает).
Девочка-рассказчица: Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её братца и бросились их догонять. Бежала, бежала, видит - стоит в поле печка. Миша к ней.
Машенька: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Подбрось в меня дрова, тогда скажу! (Маша бросает дрова в печь)
Печка: Вот в эту сторону .... (Маша убегает).
Девочка-рассказчица: Дальше Маше и яблоня помогла, и речка, и ёжик указали дорогу, а Машенька тоже в долгу не осталась.У яблони - яблочки стрясла, у речки- камни отвалила. Так и добралась до своего братца, которого Баба-Яга съесть хотела. Схватила братца и убежала с ним, а Баба-Яга в погоню гусей-лебедей отправила. И спрятали их и речка, и яблонька. И вот подбегают они к печке. (Маша выбегает с Ваней).
Маша: Печка, печка, спрячь меня!
Печка: Да, уж полезай ко мне (и закрывает их заслонкой).
Гуси-лебеди кружатся вокруг печи и улетают.
Девочка-рассказчица: Улетели ни с чем гуси-лебеди, а Маша с братцем вылезла из печи и пустилась домой во весь дух. (Маша и братец убегают ) .
Девочка-рассказчица: Так печка спасла детей от верной погибели.
Дети исполняют белорусскую хороводную песню: “В гости я тебя зову”. По окончании садятся на стульчики.
III картина. Сказка “Колобок”
Девочка: В русской печи пекут вкусные пироги, калачи, караваи, а также румяных колобков. Так сказка и называется “Колобок”.
Выбегает в зал Колобок под музыку
Колобок: Я колобок - печеный бок. По амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, на окошке стужён. Я от всех убежал и к вам прибежал. Не ешьте меня, ребята, а лучше потанцуйте-ка со мной.
Дети исполняют хороводную пляску “Колобок”. После сполнения садятся на стульчики.
IV картина. Сказка “По щучьему велению”
Девочка-рассказчица: А я расскажу вам ещё одну сказку про печь. Эта сказка называется “По щучьему велению”
Выходит Емеля с ведром и удочкой и ловит рыбу.
Девочка-рассказчица: Поймал Емеля в реке щуку, и заговорила она человечьим голосом: “Отпусти меня, Емелюшка, и проси чего хочешь”.
Емеля: Ишь , ты, щука разговаривает. Ну, хорошо, плыви к своим деткам, а я домой пойду.
Девочка-рассказчица: Пошёл Емеля домой, сел на печку, да и говорит.
Емеля:
По щучьему велению,
По моему прошению,
Ступай, печка, во дворец.
Девочка-рассказчица: А в это время царь издал приказ: “Кто царевну-несмеяну рассмешит, тот ей и мужем будет”
(Сидит царевна-несмеяна и плачет)
Мальчики испоняют “Танец с ложками”.
Девочка-рассказчица: Въехала печь в царские хоромы, а Емеля говорит:
Емеля: По щучьему велению, по моему прошению смейся, царевна!
Девочка-рассказчица: Засмеялась она и пошла плясать.
Дети исполняют танец “Байновская кадриль” После исполнения садятся на стульчики.
Девочка-рассказчица: И поехали они на свадьбу плясать. Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец. И мы на той свадьбе поплясали.
Под музыку Мендельсона Емеля и Царевна-несмеяна уходят.
V картина. Сказка “Волк и козлята”
Девочка-рассказчица: Печка — не только кормилица, заступница, помощница, она и спасительница. В сказке “Волк и козлята” маленький козлёночек спрятался в печке и помог маме Козе спасти своих братьев и сестер. Вот и сами посмотрите.
(Стук в дверь)
Коза (поёт): Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла молочка принесла.
Козлёнок: Мама, мамочка — волк приходил. Тоненьким голоском запел, мы ему дверь открыли, он всех съел (плачет), а я в печи спрятался.
Коза: Ой, горе-то какое! Пойду скорей волка рогами забодаю.
Девочка-рассказчица: Пошла Коза к волку и освободила своих детей. Детки вернулись с мамой Козой домой
Дети исполняют песню “МАМА” из детского фильма-мюзикла “Мама”, музыка Ж.Буржоа, слова Ю.Энтина.на металлофонах. По окончании все садятся на свои места.
VI картина. “Заключительная”
Девочка: А когда наступала ночь, то в русских избах дети укладывались спать на тёплую печь и мамы пели им колыбельные песни.
Дети исполняют танец c игрушкой “Колыбельная”. По окончании садятся на стульчики.
Мальчик: Спасибо, вам, хозяева, за хлеб да соль, за чудесный рассказ о русской печке, а мы пойдём в группу кушать душистый каравай.
Воспитатель: Сегодня ребята мы вместе с вами окунулись в родной и уютный мир сказки, в котором русская печь оживает и помогает героям сказки, не оставляет их в беде. Не забывайте своих любимых сказок, читайте их вместе с родителями.
Дети встают полукругом и смотрят на интерактивный экран, на котором под музыку Г.Заволокина “От печки”, демонстрируются образы русской деревни, природы, памятников русского деревянного зодчества. В конце машут рукой и уходят.