Взаимодействие семьи и школы в области физического воспитания школьников и формирования здорового образа жизни

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье для  человека самая главная ценность. К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда мы его теряем.

Здоровый образ жизни предполагает включение в повседневную жизнь правил, выполнение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья отдельного человека, его семьи, окружающих его людей.

“Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека”

По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент школьников, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения. Одна из причин этого – малоподвижный образ жизни, не желание заниматься физкультурой и спортом.

Исторически так сложилось, что от состояния здоровья детей, от их всестороннего развития во многом зависит благополучие общества. Поэтому, вопросы оздоровления детей были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания.

Формирование здоровья учащихся является приоритетным направлением деятельности любого образовательного учреждения. В связи с ухудшением здоровья детей данная проблема стоит особенно остро. Важная роль в решении этой социально значимой проблемы отводится урокам физической культуры и внеклассным мероприятиям. Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В работе во время уроков и оздоровительной работы во внеурочное время, повышаю двигательную активность, воспитываю ориентацию на физическое и духовное совершенствование личности, формирую потребность и мотивы к систематическим занятиям физическими упражнениями, обеспечиваю пребывание на открытом воздухе, соблюдаю санитарно-гигиенические нормы, формирую навыки ухода за телом.

Систематические занятия физической культурой и спортом восполняют недостаток двигательной активности при малоподвижном образе жизни, также развивают выносливость и устойчивость организма к разного рода заболеваниям, продлевают молодость.

Ищу способы и средства воспитания у школьников привычек к здоровому образу жизни. Сегодня нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, эффективно использую формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества учителя и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребёнка.

Физкультурные праздники, развлечения, соревнования являются радостными событиями в жизни учащихся. Они позволяют продемонстрировать двигательные навыки и физические качества, привычки ЗОЖ. Чтобы у детей вызвать интерес к физической культуре в нашей школе проводится много спортивных мероприятий, праздников совместно с учителями и родителями.

Большой эмоциональный отклик вызвал совместный физкультурный праздник в 2-х классах “23+8”, посвящённый дню Защитника Отечества и 8 марта. Он проходил в форме соревнований между командами родителей и детей. Дети старались не отставать от взрослых, показывали хорошие результаты, радовались успехам своих родных.

Дети и взрослые остались под большим впечатлением от спортивного праздника “ А у нас во дворе…”. В одной команде выступали ученики из разных классов и родители против команды учителей, а ведущими были старшеклассники. Получили большой заряд бодрости, перетягивая канат, ведя мяч надувными битами, преодолевая препятствия, исполняя песни.

Организовала удивительную поездку на традиционную “ Лыжню дружбы” в п.Раякоски учащихся, родителей, учителей и директора школы. Пересекли три границы Российскую, Финскую и Норвежскую за один день. Ребята оказались настолько выносливыми, что после "фотосессии" на месте пересечения границы с Финляндией они решили быстее учителей и родителей добежать до финиша. Их не испугали ни крутые подъёмы в России и Финляндии, ни захватывающие дух спуски с горы по территории Норвегии. Ни один из учеников не согласился на заманчивое предложение доехать до финиша на буране пограничников, все дошли свои ходом, удивляя своей настойчивостью и выносливостью. Неповторимое ощущение единства, радости от того, что оказались там, гордости за то, что смогли пройти трассу.

Сколько радости, гордости испытал Паша Шаповалов когда его семья выступала на семейном городском празднике “ Мама, папа, я - спортивная семья!” представляя школу. Папа забыл о больной спине участвуя в эстафетах, мама задавала темп всей команде. Активная поддержка многочисленных болельщиков очень помогла семье. С праздника ни кто не ушёл равнодушным

Особенностью преподавания физической культуры в нашей школе является наличие собственного крытого бассейна. Овладение навыками плавания - жизненно необходимо для каждого учащегося. Освоение основ плавания начинаются уже с 1 класса, что позволяет расширить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня физических качеств, координационных способностей, ориентированию в пространстве, равновесию; дать нагрузку занимающимся в соответствии с морфофункциональными и возрастными особенностями детей, приобщить к регулярным занятиям физическими упражнениями. Учащиеся 1-5 классов посещают бассейн во время уроков и во внеурочное время. При организации занятий прививаю гигиенические навыки: мытьё в душе, уход за волосами. Смена температурного режима позволяет осуществлять закаливание детей.

Родители с удовольствием откликаются на участие в таких мероприятиях, т.к. понимают, что забота о здоровье их детей – это главное.

В процессе проведения приведенных выше физкультурно - оздоровительных мероприятий нашей школой решаются такие задачи, как активизация и внедрение ФК в повседневный быт школьников; укрепление здоровья и совершенствование культуры движений; содействие улучшению физического развития и двигательной подготовленности уч-ся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой.

Разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.

Приложение