УМК: Школа 2100
Авторы учебника: Р.Н Бунеев, Е.В .Бунеева, О.В Пронина
Цели урока:
- образовательные: формирование навыка правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения слов с изученными буквами; осуществление звукового анализ слов; различение понятий “форма слова” и “родственные слова”, обогащение и активизация словарного запаса;
- развивающие: создание условий для развития фонематического слуха, логического мышления, внимания, связной речи, познавательной активности;
- воспитательные: воспитание интереса к родному языку, к чтению детской художественной литературы.
Ход урока
I. Организационный момент (эмоциональная установка)
Долгожданный дан звонок - 1 слайд
Начинается урок.
Все на месте?
Всё в порядке?
Ручки, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Ученики
Если будем мы стараться.
И усердно заниматься,
То терпение и труд.
Нас к успеху приведут.
- Посмотрите, кто будет с нами сегодня на уроке? 2 слайд
II. Актуализация опорных знаний
Чистоговорка ( говорим вместе)
МА –ма – мА дома я сама
Мо –мо – мо мы едим эскимо
Му –му –му молоко кому
Мы –мы- мы прочитали книгу мы
Ми- ми- ми поём ноту миии
Фонетическая разминка 3 слайд
Чтение звукового ряда
а о у р п в н л и к т ы а о у и ы р п в н л к т ш
На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
- Почему эти буквы называются гласными?
- А почему эти - согласные?
- Согласные на какие группы можно разделить? (звонкие и глухие)
- Гласные? (для обозначения твердости и мягкости согласных)
Игра “Составь слово” 4 слайд
(учащиеся по парам составляют слова, один у доски)
Та ра па ли до на и ты рос у вы ква ла о но ги
Тыква ноги латы вырос она оно долина липа гитара ивы
III. Постановка темы урока
- Назовите в этом ряду букв и слогов гласные , которые служат для обозначения твёрдости согласных?
- А какая гласная служит для обозначения мягкости согласных? Приведите примеры слов.
- Неужели одна только гласная буква служит для обозначения мягкости согласных?(предположение детей)
- Повторите за мной скороговорку:
Мы, ели, ели ершей у ели ...... 5 слайд
Их еле-еле у ели доели.
- Какие слова повторяются несколько раз?
- Произнесите в слове ели первый слог
- Сколько слышим звуков? 6 слайд
(учащиеся делают вывод)
IV. Изучение нового материала
- Ребята, я загадаю загадки, а кто знает отгадку- напечатает слово.
(работа в тетрадях для печатания ) 7 слайд
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт.-
И ты будь таким
Как чистюля.... (енот)
В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая... (ель)
- Назвать первый звук, дать характеристику (затруднение)
2) Знакомство с печатной и прописной буквой е 8 слайд
- На что похожа буква е?
На дворе – какая жалость! -
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась.
Буква е зато осталась.
Ева гребнем причесалась -
В нём три зубчика осталось.
- Назовите слова в которых встречается наша новая буква (ответы детей)
Физминутка 9 слайд
Топай, мишка,
Хлопай,мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
Работа по учебнику.
1. Чтение слогов с буквой е 10 слайд
- Какие слоги одновременно являются и слогами и словами? (ел, ем)
- Звуко-буквенный анализ слова ел – 1 слог, 2 буквы, 3 звука
Е – обозначает два звука й – согл., мягк., зв., непарн
Э – гл., ударн.
Л – согл., зв., тв., неперн.
- Что интересного в 3 строчке? (согласные все перед е мягкие, кроме ш)
- Почему? (ш – всегда твердый)
- Почему Е называют хитрой буквой? (она может обозначать один или два звука)
Работа в прописи.
1. Упражнения в написании изученных букв заглавных и строчных.
- Анализ записанных учителем на доске букв, исправление ошибок, показ правильного написания.
- Дети самостоятельно обводят строчки с буквами (1, 2, 3 строки)
2. Запись слов после предварительного анализа: школа, класс
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
Мы делили апельсин...
3. Самостоятельное обведение местоимений
множественного числа синим цветом, а единственного числа - зеленым.
(проверка чтением)
4. Работа с трудными словами.
Вставить пропущенные буквы А или О.
Анализируем каждое слово, предполагаем, какую букву надо вставить.
Учитель уточняет букву. И только после этого буква вставляется, и слово сразу записывается.
Работа в прописи
- Повторение звуков (5 звуковичков, объединенных в одну группу. Самостоятельно оденьте их.) У кого гласные? Звонкие согласные? Глухие согласные?
- Написание согласных букв и слогов.
Запись под диктовку:
па, ка, на, ша, ко, по, но
кот, луна, нора, шум
Физминутка (пальчиковая гимнастика)
На двери висел замок...
1. Работа по учебнику
2. Чтение слов с буквой е. 11 слайд
- Прочитайте слова 1 столбика. Что общего?
- Аналогично с остальными столбиками.
3. Чтение учителем текста “Душа природы”
4. Анализ текста (обсуждение текста, ответы на вопросы)
Физминутка
Игра “Узнайте звук”
- Встают только мальчики . если ответ начинается со звука э, и только девочки, если ответ начинается с звука й э ( эскимо, ежевика, ель, этаж, енот и т.д)
Работа в текстом “Мои сны о лете”
- Прочитайте название текста и предположите о чем будет текст.
- Рассмотрите иллюстрацию. Что можно еще добавить к сказанному.
- Давайте прочитаем текст.
- В какой деревне есть пруд? (вопрос после 1 предложения)
- Какое слово подсказывает нам, что пруд был небольшим (вопрос после 2 предложения)
- Что автор говорит нам о воде в пруду? (вопрос после 3 предложения)
- Что растет у пруда? (вопрос после 4-5 предложения)
- Что растет в пруду? Благодаря чему видны водоросли? (вопрос после 6 предложения)
- Почему у рассказчика возникают такие чувства? (вопрос после 7 предложения)
Физминутка:
Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка рано встает,
Моет щечки,
Шейку трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
После прочтения всего текста:
- Можно ли сказать, что перед нами весь текст? (нет начала)
- Как вы думаете, когда и кому могло это присниться?
- Зачем автор рассказал нам о своем сне?
- Соответствует ли заглавие тексту?
- Как бы вы озаглавили этот текст? (“Прудик в Сосновке”, “Расставание”, “Сосновка”, “Мои сны о лете”...)
- Какое заглавие не подходит? Почему? (“Сосновка”, так как это название деревни, а в рассказе описывается пруд. Не подходит “Расставание”, так как описывается пруд, а не расставание с ним.)
- Какое заглавие передает настроение автора? (“Прудик в Сосновке”, так как понимаем, что это место очень дорого автору, он любуется красотой маленького пруда)
Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания были для вас интересными?
- А какие вызвали затруднения?
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята.
Поиграть, попрыгать надо.
Спасибо за работу!