Открытый урок по музыке «Музыка Франции»

Разделы: Музыка


Тип урока: углубление в тему.

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: развитие у обучающихся способности к восприятию и постижению духовно-образного содержания французской народной и композиторской музыки.

Урок музыки направлен на формирование музыкальной культуры. Поэтому выбрана цель развития способности к восприятию и постижению произведений музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Получить представление о народной французской музыке.
  • Познакомиться с творчеством композиторов Франции.
  • Получить представление о вокальной форме – канон.

Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран.
  • Воспитание слушательской культуры.

Развивающие:

  • Формирование музыкальной культуры обучающихся.

Ход урока

Вход видео: АУДИО “ЛЕБЕДЬ” СЕН-САНС.

Музыкальное приветствие: ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, УЧИТЕЛЬ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Учитель: Вы обратили внимание на музыку, которая встретила вас. Назовите фамилию композитора, который написал это музыкальное произведение. Ответы обучающихся...

Учитель: Из какой страны этот композитор?

Ответы обучающихся...

Учитель: Молодцы. Ребята, как вы думаете – какова тема нашего урока?

Ответы обучающихся...

Учитель: Да. Путешествие во Францию.

Путешествуя по странам, мы знакомимся с культурой, традициями, музыкой разных народов. А чтобы путешествовать было легче и веселей, люди учат слова приветствия.

Как будет привет по-башкирски?

Ответы обучающихся: САЛЯМ.

Учитель: Как будет привет по-французски?

Ответы обучающихся: БОНЖУР.

Учитель: Как будет привет по-английски?

Ответы обучающихся: ХЕЛЛОУ.

Учитель: Как будет привет немецкий?

Ответы обучающихся: ГУТЕН-ТАГ.

Учитель: Есть еще такие слова приветствия:

Привет по датски – ГУДА

А по монгольски – САЙНБАЙНУ

Привет на японском – КОНИХИВА

Привет по испански – ОЛА.

Современный башкирский композитор и учитель музыки Альфия Зиннурова сочинила песню, которая так и называется “Салям”.

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ “САЛЯМ”:

“Здравствуй” и “Добрый день”
Слышим мы каждый день.
Все кто от нас живёт вдалеке,
Шлёт привет на своём языке.

Припев:

Привет английский – ХЭЛОУ,
А по-французски БОНЖУР.

“Здравствуй” и “Добрый день”
Слышим мы каждый день.
Все кто от нас живёт вдалеке,
Шлёт привет на своём языке.

Припев:

Привет немецкий - ГУТЕН ТАГ,
А по-башкирски – САЛЯМ.

Учитель: Эта песня поможет нам в нашем сегодняшнем путешествии?

Ответы обучающихся...

Учитель: Ребята, а с какими композиторами Франции вы знакомы?

Ответы обучающихся...

Учитель: А кто еще сочиняет музыку, кроме композиторов?

Ответы обучающихся...

Учитель: Правильно, народ. Русский композитор Михаил Иванович Глинка так сказал об этом: “Музыку сочиняет народ, а мы – композиторы, только аранжируем ее”.

И мы сегодня с вами попробуем сегодня стать композиторами. А помогут нам в этом французские народные песни.

Но сначала давайте вспомним, какая по характеру музыка французских композиторов?

Ответы обучающихся...

Учитель: Послушайте слова старинной французской песни “Братец Яков”:

Братец Яков, братец Яков,
Что ты спишь? Что спишь?
В колокол звонили, в колокол звонили:
Бом-бом-бом! Бом-бом-бом!

Предлагаю вам сейчас сочинить свою мелодию на эти слова.

Попробуйте сыграть на металлофоне мелодию, а мы все повторим за тобой.

Исполнение собственной мелодии на металлофоне.

Учитель: Молодец. Кто еще попробует?

Исполнение собственной мелодии на металлофоне.

Учитель: Хорошо.

А вот какую мелодию для этих слов придумали сами французы.

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ “БРАТЕЦ ЯКОВ” В ИСПОЛНЕНИИ КУБЫЗА (ВАРГАН).

Учитель: Как называется инструмент, исполнивший французскую народную песню “Братец Яков”?

Ответы обучающихся...

Учитель: Молодцы. Я предлагаю вам послушать эту песню в вокальном исполнении. Как она звучит?

СЛУШАНИЕ “БРАТЕЦ ЯКОВ” В ФОРМЕ КАНОН.

Учитель: Что вы заметили в исполнении?

Ответы обучающихся...

Учитель: Да, прозвучало два голоса. Один голос пел раньше, другой позже, но пели они одну и ту же мелодию. Кто знает, как называется такое пение?

Ответы обучающихся...

Учитель: Да, это канон.

Думаю, люди придумали такое исполнение, чтобы музыка звучала интересней и праздничней.

Давайте и мы с вами попробуем исполнить ее каноном.

ИСПОЛНЕНИЕ “БРАТЕЦ ЯКОВ” КАНОНОМ.

Учитель: Молодцы. Где могут звучать народные песни?

Ответы обучающихся...

Учитель: Да, на праздниках. А что еще люди делают на музыкальных праздниках?

Ответы обучающихся...

Учитель: Да, танцуют. Вот и нас сейчас приглашает в пляс французская народная песня “Танец маленьких утят”.

ИСПОЛНЕНИЕ “ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ”.

Учитель: Молодцы.

Мы с вами исполнили две французские песни, которые звучали раньше на французских праздниках. Одну мы сочиняли на инструментах и пели без сопровождения, другую исполнили без пения.

А могла ли звучать на праздниках песня под музыкальное сопровождение и с танцевальными движениями?

Ответы обучающихся...

Учитель: Да. А какой характер может быть у такой песни?

Ответы обучающихся...

Учитель: Послушайте еще одну старинную французскую песню и скажите, какие инструменты нам помогут исполнить эту песню, и какие танцевальные движения можно исполнить?

ИСПОЛНЕНИЕ “ПАСТУШКА”.

Работа с нотным текстом – игра на бубнах и треугольниках, исполнение движений.

ИСПОЛНЕНИЕ “ПАСТУШКА”.

Учитель: Молодцы, ребята. Наше путешествие в музыкальную Францию подходит к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Ответы обучающихся...

Учитель: Чему научились?

Ответы обучающихся...

Молодцы.

Домашнее задание – записать название клавишного инструмента, который П.И.Чайковский привез из Парижа для своего балета “Щелкунчик” (этот инструмент звучал во время танца Феи Драже).

Приложение.