Тип урока: углубление в тему.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель урока: развитие у обучающихся способности к восприятию и постижению духовно-образного содержания французской народной и композиторской музыки.
Урок музыки направлен на формирование музыкальной культуры. Поэтому выбрана цель развития способности к восприятию и постижению произведений музыкального искусства.
Задачи:
Образовательные:
- Получить представление о народной французской музыке.
- Познакомиться с творчеством композиторов Франции.
- Получить представление о вокальной форме – канон.
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения к музыкальной культуре разных стран.
- Воспитание слушательской культуры.
Развивающие:
- Формирование музыкальной культуры обучающихся.
Ход урока
Вход видео: АУДИО “ЛЕБЕДЬ” СЕН-САНС.
Музыкальное приветствие: ЗДРАВСТВУЙТЕ, РЕБЯТА, ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
ЗДРАВСТВУЙТЕ, УЧИТЕЛЬ, ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Учитель: Вы обратили внимание на музыку, которая встретила вас. Назовите фамилию композитора, который написал это музыкальное произведение. Ответы обучающихся...
Учитель: Из какой страны этот композитор?
Ответы обучающихся...
Учитель: Молодцы. Ребята, как вы думаете – какова тема нашего урока?
Ответы обучающихся...
Учитель: Да. Путешествие во Францию.
Путешествуя по странам, мы знакомимся с культурой, традициями, музыкой разных народов. А чтобы путешествовать было легче и веселей, люди учат слова приветствия.
Как будет привет по-башкирски?
Ответы обучающихся: САЛЯМ.
Учитель: Как будет привет по-французски?
Ответы обучающихся: БОНЖУР.
Учитель: Как будет привет по-английски?
Ответы обучающихся: ХЕЛЛОУ.
Учитель: Как будет привет немецкий?
Ответы обучающихся: ГУТЕН-ТАГ.
Учитель: Есть еще такие слова приветствия:
Привет по датски – ГУДА
А по монгольски – САЙНБАЙНУ
Привет на японском – КОНИХИВА
Привет по испански – ОЛА.
Современный башкирский композитор и учитель музыки Альфия Зиннурова сочинила песню, которая так и называется “Салям”.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ “САЛЯМ”:
“Здравствуй” и “Добрый день”
Слышим мы каждый день.
Все кто от нас живёт вдалеке,
Шлёт привет на своём языке.
Припев:
Привет английский – ХЭЛОУ,
А по-французски БОНЖУР.“Здравствуй” и “Добрый день”
Слышим мы каждый день.
Все кто от нас живёт вдалеке,
Шлёт привет на своём языке.
Припев:
Привет немецкий - ГУТЕН ТАГ,
А по-башкирски – САЛЯМ.
Учитель: Эта песня поможет нам в нашем сегодняшнем путешествии?
Ответы обучающихся...
Учитель: Ребята, а с какими композиторами Франции вы знакомы?
Ответы обучающихся...
Учитель: А кто еще сочиняет музыку, кроме композиторов?
Ответы обучающихся...
Учитель: Правильно, народ. Русский композитор Михаил Иванович Глинка так сказал об этом: “Музыку сочиняет народ, а мы – композиторы, только аранжируем ее”.
И мы сегодня с вами попробуем сегодня стать композиторами. А помогут нам в этом французские народные песни.
Но сначала давайте вспомним, какая по характеру музыка французских композиторов?
Ответы обучающихся...
Учитель: Послушайте слова старинной французской песни “Братец Яков”:
Братец Яков, братец Яков,
Что ты спишь? Что спишь?
В колокол звонили, в колокол звонили:
Бом-бом-бом! Бом-бом-бом!
Предлагаю вам сейчас сочинить свою мелодию на эти слова.
Попробуйте сыграть на металлофоне мелодию, а мы все повторим за тобой.
Исполнение собственной мелодии на металлофоне.
Учитель: Молодец. Кто еще попробует?
Исполнение собственной мелодии на металлофоне.
Учитель: Хорошо.
А вот какую мелодию для этих слов придумали сами французы.
СЛУШАНИЕ ПЕСНИ “БРАТЕЦ ЯКОВ” В ИСПОЛНЕНИИ КУБЫЗА (ВАРГАН).
Учитель: Как называется инструмент, исполнивший французскую народную песню “Братец Яков”?
Ответы обучающихся...
Учитель: Молодцы. Я предлагаю вам послушать эту песню в вокальном исполнении. Как она звучит?
СЛУШАНИЕ “БРАТЕЦ ЯКОВ” В ФОРМЕ КАНОН.
Учитель: Что вы заметили в исполнении?
Ответы обучающихся...
Учитель: Да, прозвучало два голоса. Один голос пел раньше, другой позже, но пели они одну и ту же мелодию. Кто знает, как называется такое пение?
Ответы обучающихся...
Учитель: Да, это канон.
Думаю, люди придумали такое исполнение, чтобы музыка звучала интересней и праздничней.
Давайте и мы с вами попробуем исполнить ее каноном.
ИСПОЛНЕНИЕ “БРАТЕЦ ЯКОВ” КАНОНОМ.
Учитель: Молодцы. Где могут звучать народные песни?
Ответы обучающихся...
Учитель: Да, на праздниках. А что еще люди делают на музыкальных праздниках?
Ответы обучающихся...
Учитель: Да, танцуют. Вот и нас сейчас приглашает в пляс французская народная песня “Танец маленьких утят”.
ИСПОЛНЕНИЕ “ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ”.
Учитель: Молодцы.
Мы с вами исполнили две французские песни, которые звучали раньше на французских праздниках. Одну мы сочиняли на инструментах и пели без сопровождения, другую исполнили без пения.
А могла ли звучать на праздниках песня под музыкальное сопровождение и с танцевальными движениями?
Ответы обучающихся...
Учитель: Да. А какой характер может быть у такой песни?
Ответы обучающихся...
Учитель: Послушайте еще одну старинную французскую песню и скажите, какие инструменты нам помогут исполнить эту песню, и какие танцевальные движения можно исполнить?
ИСПОЛНЕНИЕ “ПАСТУШКА”.
Работа с нотным текстом – игра на бубнах и треугольниках, исполнение движений.
ИСПОЛНЕНИЕ “ПАСТУШКА”.
Учитель: Молодцы, ребята. Наше путешествие в музыкальную Францию подходит к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?
Ответы обучающихся...
Учитель: Чему научились?
Ответы обучающихся...
Молодцы.
Домашнее задание – записать название клавишного инструмента, который П.И.Чайковский привез из Парижа для своего балета “Щелкунчик” (этот инструмент звучал во время танца Феи Драже).