Данный конспект занятий предназначен для детей подготовительной группы на тему “Март – марток”.
В ходе занятия дети разгадывают загадки, рассматривают иллюстрации и фотографии с явлениями характерными для данного месяца. Занятие насыщенное и интересное за счет чередования различных игр, способствующих усвоению и закреплению пройдённого материала.
Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей подготовительной группы на тему: “Март-марток”.
Цели:
- Способствовать обогащению детей о Марте - как о первом месяце весны, о жизни животных, птиц и растений, о погодных условиях в это время.
- Закрепляем знания детей о весенних приметах и природных явлениях.
- Развиваем воображения, речь, память, мышление, внимание.
- Формируем положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за весенними изменениями.
- Чтение художественной литературы о весне, о марте месяце.
- Разучивание стихов, загадок о первом месяце весны.
- Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.
- Прослушивание музыкальных произведений П.И Чайковского цикл “Весна”: “песня Жаворонка”, “Белые ночи” и “Подснежник”.
Ход занятия
Воспитатель здоровается с детьми и обращает их внимание, что происходит за окном. Ответы детей.
Воспитатель загадывает загадку:
Я раскрываю почки,
Зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня...
(весна)
Ответы детей...
Воспитатель: - Да, конечно вы правы – это весна. За что же мы ее любим.
Ответы детей...
Воспитатель: - Умнички вы правы! Но мне кажется, в любом времени года есть своя красота, свои преимущества.
Да что говорить про времена года, когда каждый месяц несет что-то интересное и необычное.
Воспитатель читает загадку:
Потемнели снега,
Побежали ручьи,
И мороз не рисует
На окнах цветы.
День пребывает.
Когда это бывает?
Ответы детей: - В марте!!
Воспитатель: - Назовите мне, пожалуйста, все месяцы весны.
Ответы детей...
Воспитатель: - Молодцы! А я сегодня хотела бы поговорить о первом месяце весны.
Воспитатель читает отрывок стихотворения П.Образцова:
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора.
У крыльца звенят капели
Воробьи повеселели
Гонят зиму со двора.
Воспитатель: - Вот, как описал поэт приход первого месяца весны. А как вы думаете, почему он говорит “гонит зиму со двора”?
Ответы детей...
Воспитатель: - Да, конечно вы правы! Хотя Март считается весенним месяцем, но для него характерна преимущественно зимняя погода. Март примечателен яркими зорями, игрой лучистого солнца на оседающем снеге и появлением первых кучевых облаков.
Снеготаянье начинается 16 марта. Снег под яркими солнечными лучами становится рыхлым, а сугробы оседают. Сосульки тают и падают, разбиваются на множество маленьких льдинок. Еще случаются зимние метели, а по ночам сильны морозы.
Давайте вспомним с вами народные приметы:
- Если метель в марте, то долго травы не будет.
- Длинные сосульки к долгой весне.
- Март мокрый - к неурожаю, сухой - к плодородию.
- В марте - вода, в апреле – трава.
Воспитатель с детьми разбирает народные приметы, затем продолжает: - В народе месяц март называют “капельником” или “протальником”. Как вы думаете почему?
Ответы детей: - Солнышко пригревает и начинает таять снег. Появляются проталины на земле, и капает с крыш и деревьев.
Воспитатель предлагает поиграть в игру “С проталинки на прогалинку”.
Проводится подвижная игра.
Воспитатель: - Молодцы, ребятки, мы с вами хорошо размялись и можем, продолжить наш разговор.
Будьте добры, а что вы знаете о Марте месяце?
Дети читают стихи.
Первый ребенок:
Воробьи по крышам скачут
И сугроб вдруг похудел –
Это значит, это значит
Месяц март к нам подоспел.
Второй ребенок:
Как мальчишка, хулиганит
То закружится метель,
То опять забарабанит
Звонкой музыкой капель.
Третий ребенок:
И хрустальной бахромою
Разукрасятся дома.
Затаив дыханье злое,
Покидает трон зима!
Воспитатель: - Какие красивые стихи вы прочитали, сколько весенних явлений описано в них.
Воспитатель предлагает детям отобрать картинки, где изображены эти явления и назвать их.
Ответы детей: Отбирают фотографии и называют – Тает снег, метель, капель, сосульки, воробушки оживились и т.д.
Воспитатель хвалит детей за хорошую работу и приглашает их стать в круг.
Физкультминутка “Воробушки”.
Мама воробьиха зовет своих детей.
Ко мне мои воробушки, летите поскорей
Сегодня начинаем учиться, мы летать!
Скорее в круг вставайте, и будем начинать.
(Дети выполняют характерные движения для воробушков, затем разлетаются в разные стороны.)
Воробьиха:
Чик-чирик, чик-чирик,
Что за шум! Что за крик?
В круг скорее становитесь
И опять летать учитесь.
Воспитатель: - Присаживайтесь ребятки, вы тоже оживились как воробушки весной.
В марте природа пробуждается от зимнего сна и наливается жизнью. Вот, например 12 марта прилетают грачи. Жаворонки около 28 марта. Скворцы около 30 числа. В конце марта первый помет у зайца беляка. Белочка и зайчик меняют свои шубки. У лосей вырастают новые рога. Медведи просыпаются от зимней спячки.
Воспитатель: - Ребятки будьте добры, скажите мне, пожалуйста, а что только в жизни животных и птиц происходят изменения?
Ответы детей: - Нет, у растений тоже.
Воспитатель: - Молодцы! А что же происходит с растениями?
Ответы детей: - Набухают почки, расцветают первые цветы.
Воспитатель: - Умнички! Конечно, вы правы.
На проталинках появляются первые подснежники, первые цветы. У берез начинается движения сока, зеленеет кора осины, крупнее становятся почки на деревьях и кустарниках. А про какие почки мы говорим – мягкие, пушистые, серые, серебристые?
Ответы детей. Если затрудняются, воспитатель читает отрывок стихотворения:
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна пушистая
Повеяла кругом.
Ответы детей: - Верба.
Воспитатель: - Молодцы, это верба – один из символов прихода весны, пробуждения природы. А скажите мне, пожалуйста, когда день длиннее зимой или весной?
Ответы детей: - Весной.
Воспитатель: - Умнички, конечно же, весной. Вы знаете, что именно на март выпадает день весеннего равноденствия (20-21 марта) – день равен ночи.
Проводится подвижная игра “День-ночь”.
Дети садятся на место.
Воспитатель: - Ребятки, а как вы думаете, в марте кто-то еще просыпается ото сна?
Ответы детей: - Насекомые.
Воспитатель: - Да, вы правы!
Оживают насекомые: мухи просыпаются, появляются бабочки – лимонницы и крапивницы.
Воспитатель проводит динамическую паузу “Бабочки”.
Воспитатель: - Вот ребятки столько интересного происходит в таком прекрасном месяце как март, но есть еще один великолепный праздник, который считается первым праздником весны. Как же он называется?
Ответы детей: - 8 марта – Женский день.
Воспитатель: - Да, умнички! Это международный женский день.
Мне кажется, что это очень правильно, ведь именно в марте идет такое пробуждение природы, жизнь бурлит и кипит (строительство гнезд, птенцы, потомство, первые цветы). И мы с вами знаем, что именно женщина дает жизнь, продолжает род, является символом красоты, добра и любви. В одном из стихотворений даже говорится: “Весна и женщина едины”.
Ребенок читает стих:
8 Марта самый лучший праздник
Несет он пробуждение весны.
Цветут подснежники,
Березы сок пускают.
У женщин пробуждаются мечты.
Воспитатель: - Вот дорогие мои ребятки, сколько интересного приносит с собой месяц март. Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки об этом месяце.
Март не весна, а предвесенье.
Март и снегом сеет и солнышком греет.
Март неверен, то плачет, то смеется.
Пришел марток – надевай семь парток.
Воспитатель разбирает с детьми эти поговорки, объясняет им, что такое портки и почему нужно семь (потому что март холодный месяц).
Воспитатель: - Видите, сколько интересного мы сегодня узнали о марте месяце. И что бы закрепить наши знания мы поиграем в игру.
Проводится игра “Подскажи словечко”.
Ой беда, беда,беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки на снегу ...проталинки.Снег в лесу, сугробов много
Не слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... капель.Рад весне братишка Саша
И собачка рада Жучка.
На припеке с крыши нашей
Утром свесилась... сосулька.На реке и треск и гром
Это значит ледолом.
На реке лед идет
Это значит... ледоход.Вдоль дорожек без труда
Мчится талая вода.
Снег от солнечных лучей
Превращается ... в ручей.
Воспитатель благодарит детей за активность и за их знания, проявленные во время занятия. Обращается к детям: - А что сегодня на нашем занятии показалась интересным вам?
Ответы детей...
Воспитатель: - Молодцы, спасибо за отличную работу я очень горжусь вами!