Читательская конференция «Вслед за Желтой стрелой» по роману Виктора Пелевина

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель:

  • привлечение внимания учащейся молодежи к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи:

  • Развитие у школьников мотивации к чтению, воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
  • Создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге;
  • Консолидация усилий школьных коллективов, родителей, для поддержки школьных библиотек и популяризации чтения.
  • Участники "Читательской конференции":
  • Школьники 11 классов;
  • Учителя и администрация школы;
  • Школьные библиотекари и библиотекари ЦГБ;
  • Родители;

Оформление:

  • Выставка книг Виктора Пелевина.
  • Цитата к мероприятию: “Чтение – это общение, а круг нашего общения и делает нас тем, чем мы являемся”.
  • Понадобиться аудиозапись песни “Разговор в поезде” (музыка и слова А. Макаревича)

Библиотекарь: Виктор Пелевин – писатель, пришедший в русскую литературу на рубеже 80–90-х годов ХХ века. Художник с необычайной манерой письма, создающий странный, порой фантастический, порой сказочный мир. Это имя известно не только профессионалам от литературы – писателям, критикам, литературоведам, издателям, - но также и подавляющему большинству читателей. Показателем успеха В.Пелевина является тот факт, что произведения его переведены на многие языки мира (английский, французский, японский и др.). Об этом свидетельствует и ряд престижных российских и зарубежных премий, которыми удостоено творчество писателя: он является лауреатом Малой Букеровской премии, получил ряд престижных премий по фантастике: “Великое кольцо”, “Золотой шар”, “Бронзовая улитка”, “Интерпресскон”, “Странник”; его проза попала в “шорт–лист” “Independent foreign fiction prize”, английской премии за переводную литературу.

Ученик: Биография В.Пелевина

Ученик: Виктор Пелевин родился и провел свои детские годы в Москве. Он окончил Московский Энергетический институт. Затем последовала служба в армии. В это время Пелевин окончательно решил изменить свою жизнь и профессию. После возвращения со срочной службы молодой человек поступает в Литературный институт имени М.Горького и проходит там курс обучения. Через несколько лет он становится сотрудником журнала “Наука и религия”, где занимается проблемами восточного мистицизма. Начало творческого пути Пелевина было связано со стихами, которые он “писал на компьютере”, которые “не получались” и которые не печатались. Занимаясь переводами Карлоса Кастанеды и Артура Макина, в середине 1980-х Пелевин переходит к прозе, и его первой публикацией становится сказка “Колдун Игнат и люди”, напечатанная в журнале “Химия и жизнь” (1989). В 1990 году он написал “Реконструктора”, в следующем году свет увидел повесть “Принц Госплана”. В 1992 году вышел первый сборник рассказов Пелевина “Синий фонарь”, который поначалу оставался малозамеченным критикой, в 1992 году – “Бубен верхнего мира” и “Омон Ра”, затем – “Желтая стрела” и “Жизнь насекомых”. В 1996 году появился роман “Чапаев и пустота” и, наконец, в 1999 – самый знаменитый и скандальный роман – “Generation `П`”, явившийся, судя по всему, некой точкой в творческой карьере писателя на данном этапе.

Библиотекарь: Что ни говори, в Пелевине всегда была загадка. Начинал как обычный фантаст, а стали читать люди, далекие от фантастики. Написал сатиру на советскую действительность - "Омон Ра", а получилась эзотерическая повесть об одиночестве человека во Вселенной. Написал, в общем-то, хохму - "Чапаев и Пустота", - и стал одним из самых популярных российский писателей.

Прозу Пелевина пытались истолковать как турбореалистическую, фантастическую, постмодернистскую, но в целом его творчество не укладывается в какие-либо жанровые рамки: произведения его многослойны.

Бессмыслица Пелевина – вовсе не отсутствие смысла, напротив, это – гиперсмысл, или даже смысл смысла. По замечанию критика А. Гениса, Пелевин пишет в жанре басни –“мораль” из которой должен извлекать сам читатель. Автор ничего не “ хочет сказать”, и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текста самостоятельно.

Библиотекарь: А теперь послушаем Ваши мнения по произведению Виктора Пелевина “Желтая стрела”. Как Вы поняли, что такое “желтая стрела”?

Ученики отвечают.

Библиотекарь зачитывает отрывок из книги.

Горячий солнечный свет падал на скатерть, покрытую липкими пятнами и крошками, и Андрей вдруг подумал, что для миллионов лучей это настоящая трагедия – начать свой путь на поверхности солнца, пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо – и все только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнего супа. А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна желтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды – то есть, как и человек, имели в своем распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты.

Библиотекарь: Жизнь в поезде. Можете ли вы связать эту жизнь с жизнью, которой мы живем, с тем, что происходит в нашей стране?

Ученики высказывают свое мнение.

Библиотекарь: Выход на крышу. Смысл сойти с поезда или обрести внутреннею свободу. Как вы понимаете это состояние свободы?

Ученики высказывают свое мнение.

Библиотекарь: Друг Андрея, Хан исчез и оставил ему записку. Я зачитаю её.

Прошлое – это локомотив, который тянет за собой будущее. Бывает, что это прошлое вдобавок чужое. Ты едешь спиной вперед и видишь только то, что уже исчезло. А чтобы сойти с поезда, нужен билет. Ты держишь его в руках, но кому ты его предъявишь?

Р.Ы. Все дело в том, что мы постоянно отправляемся в путешествие, которое закончилось за секунду до тог, как мы успели выехать.

Как вы поняли это письмо?

Ученик: Мы идем на поводу у событий, у людей, у общества. Человек должен задумываться о будущем, ставить цель, чтоб идти к ней, а мы видим только прошлое и живем им. Билет – план на жизнь, куда ты должен идти, для кого будешь строить будущее, и что ты от него хочешь получить. Человек создает видимость жизни, иллюзию или живет полной жизнью, в гармонии с самим собой.

Библиотекарь: Чем для главного героя закончилась повесть? Как вы поняли повесть, и дала ли она вам пищу для размышления.

Ученики высказывают свое мнение.

Библиотекарь: Андрей смог понять, что желтая стрела – это иллюзия, которой живут другие люди, а он хотел иной жизни, другой жизни, жизни в гармонии с самим собой.

Недаром повесть начинается со слов. “Андрея разбудил обычный утренний шум – бодрые разговоры в туалетной очереди, уже заполнившей коридор, отчаянный детский плач за тонкой стенкой и близкий храп”. А заканчивается. “Громыхание колес за спиной постепенно стихало, и вскоре он стал ясно слышать то, чего не слышал никогда раньше: сухой стрекот в траве, шум ветра и тихий звук собственных шагов”.

Библиотекарь: Послушаем отзыв о произведение В.Пелевина “Желтая стрела” ученицы 11Б класса Насыровой Алии.

Мое знакомство с творчеством В.Пелевина началось с прочтения произведения “Жёлтая стрела”. В данном отзыве я попытаюсь высказать свои мысли и выразить свое впечатление от знакомства с творчеством В.Пелевина.

Сначала я долго не могла понять, в чем же смысл данного произведения, но несмотря на это, сюжет затягивал меня всё больше и больше.

“Наша жизнь – это поезд”, - говорил романтик из песни Макаревича. Но у Пелевина жизнь-поезд получилась совсем не романтичной. Люди, забывшие, что они пассажиры, живут в вагонах и с почестями выбрасывают умерших в окно. Единственное развлечение – радио и самодеятельный театр, ближайшие знакомые – соседи по полкам. Куда все едут – никто не знает, но говорят, что к разрушенному мосту. Такая вот жизнь. Такие вот перспективы. Особенно четко встала перед глазами описанная Андреем дорога, обочина, по которой следует "Желтая стрела", - с мусором, простынями, засохшими розами и гниющими трупами.

“Желтая стрела”- одна из лучших книг, что мне удалось прочесть. Несмотря на то, что объем её невелик, она действительно воздействует и “цепляет”. Прочитав её, я задумалась о том, что в суете повседневности стоит остановиться и подумать, в каком же поезде ты едешь сам. А главное – зачем?

Думаю, что это произведение можно отнести к жанру эзотерики, так как в нём есть скрытый смысл, который будет доступен не каждому читателю. Так же в произведении скрыт смысл познания себя и таинств окружающего мира.

Больше ничего не хочу писать, это будет лишним. Я бы советовала прочитать это произведение. Пожалуй, не шедевр, но вещь приятная и неглупая, что уже радует.

Презентация.

Литература.

  1. Пелевин В. Желтая стрела: Избранные произведения. – М.: Эксмо, 2004 г.