Значение мини-опер в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста – одна из главных задач музыкального воспитания в ДОУ. Что же включает в себя понятие музыкальной способности, музыкальность, музыкальная одарённость? Музыкальность, как пишет Б.М.Теплов – это комплекс особенностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Главный признак музыкальности – способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать. Б.М.Теплов выделяет три основные музыкальные способности, которые тесно связаны между собой: способность эмоционального переживания и различия ладовых функций – ладовое чувство, способность произвольного пользования слуховыми представлениями, способность активного (двигательного) переживания музыки, ощущение эмоциональной выразительности её ритма, его точного воспроизведения – ритмическое чувство. Вопрос о музыкальности приобретает особое значение в дошкольном воспитании. Получило распространение неправильное суждение о том, что можно сразу отнести ребёнка к “музыкальным” или “немузыкальным”. В результате чего некоторые дети почти не приобщаются к музыке. Это происходит не только в семье, но, что особенно недопустимо и в детском саду. Музыкальное воспитание в детском саду не ставит целью раннюю профессиональную музыкальную подготовку. Цель иная – “раскрыть окно” в этот непонятный, привлекательно звучащий мир и тем самым обогатить личность ребёнка.

Для формирования музыкальных способностей моих воспитанников применяю различные формы работы: занятия - комплексные, доминантные, сюжетные, игры-занятия; индивидуальную и подгрупповую работу; беседы-концерты; досуги, праздники, развлечения; мини-оперы.

Так почему же мини-опера, а не опера в детском саду? Потому что Опера сложная музыкальная форма, сложна для восприятия, и не по силам детям дошкольного возраста.

Вы, наверное, спросите, почему я обратилась к постановке мини-опер? Потому, что постановки мини-опер способствуют: развитию основных музыкальных способностей детей (ладового чувства, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений, воображения, образного мышления), развитию и освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры, воспитанию устойчивого интереса и потребности к коллективному исполнительскому искусству, творчеству.

Так, что же такое мини-опера в ДОУ? Это не что иное, как озвученные музыкой народные сказки: “Репка”, “Теремок”, “Гуси - лебеди”, и другие, а так же литературные сказки А.С.Пушкина, В.И.Катаева, Г.Х.Андерсена и других авторов, литературные тексты написанные советскими авторами и композиторами специально для детей дошкольного возраста: “Гости ходят в огород” музыка Д.Кабалевского, слова В. Викторова; “Муха-Цокотуха” по мотивам сказки К. Чуковского, музыка М.Красева. Мои воспитанники дети старшего дошкольного возраста с удовольствием принимают участие в данных постановках и последующих выступлениях.Для многократного усиления художественных впечатлений детей, и потребности к самовыражению в свою работу ввожу и авторские мини-оперы для детей дошкольного возраста, написанные музыкальными руководителями РФ, напечатанные в журналах “Колокольчик”, “Логопедическая ритмика”, “Музыкальный руководитель”. В данных сценариях, как правило не хватает музыки для передачи музыкального образа того или иного героя. Например, для выхода героя, выражения эмоционального настроения какой-либо сцены (чаепития, полета, борьбы добра и зла в спектакле “Муха-Цокотуха” и т д).

При подборе музыкального материала к мини-операм учитываю следующие принципы, отбираю произведения: программно – изобразительного характера, имеющие названия, учитываю соответствие музыки их содержанию и близость по характеру и образу мини – оперы; произведения разных эпох и стилей, то учитываю соответствие музыки эмоциональному состоянию героя сказки, по принципу “эмоционального унисона”. Так, например. Каждый персонаж оперы имеет свою музыкальную характеристику. Дед в сказке “Колобок” прихрамывает под неторопливую русскую народную мелодию “Ах, вы сени”. Баба замешивает тесто – под русскую народную мелодию “Ах, ты береза”. Колобок – катится и танцует – под русскую народную мелодию “Из-под дуба”.

В детской опере “Муха-Цокотуха” при подборе музыкальных характеристик для героев: паука, прилета букашек в гости к Мухе, при музыкальном оформлении сцены борьбы паука с насекомыми руководствовалась методическими рекомендациями педагога – музыканта, автора музыки к опере “Муха-Цокотуха” М. Красева. За основу взяла авторское музыкальное оформление данных сцен, которые рекомендованы и утверждены М.Красевым для постановки сказки-спектакля “Муха-Цокотуха”. Хотя имеются оригинальные музыкальные фрагменты, написанные специально именно для детской оперы “Муха-Цокотуха”. Так почему же я взяла первую версию музыки? Все музыкальное сопровождение оперы записано в исполнении симфонического оркестра, звучит более медленном темпе, и мои воспитанники испытывают определенные затруднения при исполнении танцевальных композиций. Поэтому я, предложила детям подвигаться под музыку, написанную к сказке - спектаклю. Ребята с удовольствием, ритмично и образно стали передавать образы в движениях. Музыку для начала сказки и заключительного танца “насекомых” использовала по принципу “эмоционального унисона”, с учетом рекомендаций автора М.Красева.

Что же может включать в себя мини-опера?

В оперном спектакле присутствуют все виды детской музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство (пение, музыкально – ритмические движение, игра на детских музыкальных инструментах), творчество, музыкально – образовательная деятельность. При постановке мини-опер реплики своих героев дети, в основном не произносят, а пропевают, при этом я соблюдаю требования охраны детского голоса. Учитываю певческий диапазон детей дошкольного возраста, длительность “арии”, наряду с вокальными номерами использую проговаривание речитативом, характерные танцы, которые позволяют ярче передать образы тех или иных героев. Ввожу игру на детских музыкальных инструментах в виде: подыгрывания на музыкальных инструментах при исполнении коллективных хоровых номеров, исполнение на детских музыкальных инструментах отдельных музыкальных произведений, соответствующих фабуле (событию спектакля связанного между собой единой нитью повествования). Очень часто в мини-опере для более яркого раскрытия образа, необходимо движения персонажей под музыку. Обладая определенным музыкально – двигательным “багажом” ребенок сумеет более точно и с удовольствием выразить себя в танце, танцевальных композициях, раскрыть образ. Именно в музыкально-ритмических движениях заложены огромные возможности развития музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству движений под музыку.

С целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с одарёнными детьми, уже более 15 лет факультативно веду кружок: “Поём и танцуем”. В рамках кружковой работы и происходит более глубокое знакомство и разучивание детских мини-опер моими детьми. Ребята с удовольствием разучивают “арии”, характерные танцы, оркестровки, импровизируют, являются активными помощниками в работе над созданием ритмопластических образов, принимают участие в изготовлении элементов костюмов, декораций.

Для социализации и повышения музыкальной грамотности организовала в ДОУ “Театрально-музыкальную гостиную”, в которой дети глубже познают прекрасный мир оперы и балета, знакомятся с устройством театра, что помогает детям не чувствовать себя оторванными от внешнего мира, вступать в коммуникативные отношения со сверстниками.

Итогами своей работы по развитию музыкальных способностей детей их индивидуальности, приобщению к искусству в целом являются: Оформление выставок детских рисунков “Рисуем музыку: “Опера – Муха-Цокотуха””, совместных работ наших детей и их родителей по полученным впечатлениям от сказки К.Чуковского и музыкальных впечатлений и образов оперы М. Красева “Муха-Цокотуха”, “Гости ходят в огород” музыка Д.Кабалевского, слова В. Викторова, и т д. Ежегодное участие и выступления моих воспитанников с постановкой мини-опер на утренниках, различных конкурсах, концертах, благотворительных акциях.