Цель: приобщение детей к истокам народного искусства через знакомство с коллекцией кукол мини-музея.
Задачи:
- расширять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, истории и традициях родного края;
- развивать связную речь, воображение, память, внимание, логическое мышление, мелкую моторикурук;
- воспитывать интерес к культуре родного края.
Словарная работа: виртуальный, гжель, хохлома, экспозиция, зернушка.
Демонстрационный материал: проектор, ноутбук, куклы в национальных костюмах
Раздаточный материал: по числу детей карточки для дидактической игры, фломастеры, мешочки, наполненные крупой, верёвочки, кусочки ткани для платочков и передников.
Ход деятельности
Воспитатель: Добрый день, девочки и мальчики! Я сегодня - экскурсовод. Ребята, я вам задам загадку, попробуйте отгадать.
Там хранятся старинные вещи и рассказывают нам о себе. Что это? (Музей)
Правильно. Молодцы! А вы когда-нибудь бывали в музее? (Да) А в каком музее вы были? (Ответы детей) Да, в нашей родной Елабуге очень много музеев. Сегодня я приглашаю вас на виртуальную экскурсию, музей кукол. Слово“Виртуальный” означает “вымышленный, придуманный”, например, музей в компьютере. Мы же с вами умеем пользоваться компьютером, правда?
Тогда мы начинаем нашу виртуальную экскурсию. Во время экскурсии вас ждут различные игры и задания, так что нужно быть очень внимательными.
(Презентация на экране)
Взгляните на экран.
В первой части нашего виртуального музея собраны куклы по мотивам русских народных декоративных узоров.
Это Павлово-Посадская кукла. Почему она так называется? Да потому что у нее одежда сшита из павловопосадских платков. Эти платки изготавливают на фабриках города Павловский Посад.
Эта красавица – Гжельская кукла. Одежда этой куклы сшита по мотивам гжельских узоров. Какие цвета мы здесь видим? (Белый, синий, голубой) Верно. Повторим еще раз – гжель. Какие вы молодцы!
Хохломская красавица. В нашей коллекции эта кукла представлена в платье с хохломскими узорами. Хохлома – название деревни. Там устраивали ярмарки, где продавали деревянную посуду, украшенную растительным орнаментом. Чтобы запомнить, повторим – хохлома.
Это – Дымковская кукла. Она в одежде, украшенной по мотивам дымковских игрушек. А вы какие дымковские игрушки знаете? (Ответы детей) Из каких элементов состоят дымковские узоры? (Из кружочков, полосочек, точек, волнистых линий, колечек)
(Звучит музыка “Сударыня-барыня”. Из-за экрана выводится Дымковская кукла)
Воспитатель: А вот и сама Дымковская барыня пожаловала. Она хочет поиграть с вами. Игра называется “Найди пару”. Взгляните на экран. На картине в правом ряду расположены предметы народного искусства: гжельский поднос, хохломская миска, дымковская лошадка, павловопосадкий платок. В левом ряду расположены элементы узоров этих предметов, но в запутанном виде. Нужно соединить каждый предмет со своим элементом узора. Подойдем к столу. Перед вами карточки. Берем по одному фломастеру и начинаем работу.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Кто все сделал, закрываем фломастеры и кладем на место. А теперь смотрим на экран и проверяем себя. Кто соединил также, как на экране, всё сделали правильно. Молодцы, ребята, вы справились с заданием дымковской барыни. Так что мы продолжаем нашу виртуальную экскурсию.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Сейчас мы познакомимся с куклами в национальных костюмах. Ребята, какой национальности эта кукла? (Это татарская кукла) Молодцы, правильно. Давайте вспомним элементы татарского национального узора. (Ответы детей)
(То же с куклами в марийской, чувашской, кряшенской, русской национальной одежде)
Воспитатель: Какие вы умницы!
(Звучит музыка “Сударыня-барыня”. Из-за экрана выводится кукла в русской национальной одежде)
Воспитатель: Русская красавица тоже пришла к нам в гости. Она хочет с вами поплясать. Встанем в круг и сыграем в музыкальную игру “Матрешки”. Матрешки ведь тоже куклы, не правда ли? Надо выполнять движения, соответствующие словам песни. А песня исполняется на татарском языке.
(Музыкально-динамическая пауза – музыкальная игра “Матрешки”)
Воспитатель: Молодцы, мы попели, поплясали, отдохнули.
Продолжаем нашу виртуальную экскурсию. Здесь расположены старинные куклы, сделанные вручную. Мы сейчас увидим на экране, с какими куклами играли в давние времена. В те времена игрушки были очень простенькие. Люди сами делали кукол. Из соломы, глины, веревочек, из кусочков ткани. Перед вами кукла из соломы. А рядом кукла веснянка, сделанная из кусочков ткани. Следующие экспонаты – кукла на ложке, кукла сделанная из полена. А это куклы Зернушки. Очень простая куколка - зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.
Мы с нашими гостями-куклами предлагаем вам сделать куклу Зернушку своими руками. А как это делается, я вам сейчас покажу, смотрите внимательно. Я заранее сделала мешочки с крупой. Эти мешочки нужно перетянуть веревочкой так, чтобы получилось две части – голова и туловище. Обратите внимание, голова меньше, чем туловище. На туловище завязываем фартучек. На голову- платочек. Моя Зернушка готова. А теперь и вы попробуйте сделать куклу Зернушку.
Я вас приглашаю в нашу мастерскую.
(Дети делают куклу под музыку)
Воспитатель: Вы молодцы, какие красивые куклы Зернушки у вас получились. Поставьте их на стол. Пусть наши гостьи тоже полюбуются на них. А теперь садимся на стульчики.
(Включается видеозапись. Звонок скайпа)
Воспитатель: Ребята, включилась линия видеосвязи. С нами на связь выходит директор детского сада “Рябинушка” Ямбулатова Лилия Иркиновна. Послушаем её.
Директор: Здравствуйте, уважаемые посетители нашего виртуального музея. Я очень рада видеть вас. Понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия? (Ответы детей) Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)Какие куклы вам особенно запомнились? (Ответы детей) Молодцы, ребята, вы большие умницы. Мы будем рады вас видеть в нашем мини-музее. Досвидания.
Воспитатель: Ребята, мне тоже очень понравилось работать с вами. Вы очень умные, воспитанные, старательные. Куклы, которые вы сделали сами, я вам оставляю на память о нашей экскурсии. Отнесите их домой, пусть они принесут вам достаток и богатство. Спасибо вам за ваше старание. Посещайте музеи, узнаете очень много нового. Будьте всегда такими умными, здоровья и успехов вам!