В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Особенностью данного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Данный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Особенность метода - самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они активно включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”.
Хотелось бы рассказать, как реализуется системно-деятельностный подход в образовательной системе “Начальная школа XXI века”. Почему речь пойдёт именно об этой системе? Начнём с того, что пять авторов программы “Начальная школа 21 века” являются разработчиками нового ФГОС НОО.
Авторы программы реализовали следующие идеи:
- Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.
- Эти идеи полностью перекликаются с общими положениями Стандарта:
Стандарт направлен на:
- обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, что он позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. На выполнение данной задачи направлено содержание и структура учебного материала в учебниках.
Во-первых, учебники структурированы поурочно: порядок следования уроков определен самими авторами и не предполагает их произвольную перестановку учителем.
Во-вторых, каждый урок наполнен таким количеством рубрик, заданий и упражнений, которых хватит для работы с учениками различной степени успешности усвоения материала.
В-третьих, порядок следования и чередования рубрик и упражнений, по сути, представляет собой ход урока.
В-четвертых, все рубрики и упражнения, представленные на страницах учебника, разрабатывались авторским коллективом с учетом единой лингвистической и психолого-педагогической концепции.
В-пятых, творчество учителя представляется авторам учебника не как изменение или дополнение того, что есть в учебнике, а как максимально внимательная и вдумчивая работа с каждым из учеников класса, с тем, чтобы рекомендовать ему то задание, то упражнение из учебника, которое ученик в силу своих индивидуальных особенностей способен воспринять в данный момент урока.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Использование данного метода в практике позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода в данной образовательной системе:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
- в начале урока мною высказываются добрые пожелания детям, предложение пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы;
- зачитывается девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех”, “Учение – путь к умению”, “Где терпенье – там уменье” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Рубрики учебника:
- Давай подумаем (работа со сквозными персонажами)
- Вспоминаем пройденное
- Вспомните: это вы уже знаете
Приёмы работы:
- Игра “Да-нет-ка” (на уроках литературного чтения)
- Тестирование
- Блиц – опрос (работа с сигнальными карточками)
- Игра “Живые звуки”, “Живые слова” и т.д.
III. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Рубрики учебника:
- Обсудим вместе
- Выскажи предположение
- Выскажи свое мнение
Приёмы работы:
- Возникновение проблемной ситуации
- Побуждающий, подводящий диалоги;
V. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д.
Рубрики учебника:
- Узнаём новое
- Обратите внимание: это важно
- Запомни
- Расширяем свои знания
- Справочный материал
- Словарь (пояснение значений незнакомых слов и выражений)
- “Из истории математики”, “Из истории языка”, рубрики “Путешествие в прошлое”, “Этот удивительный мир”, “Жил на свете человек”, “Книжная полка”, “Картинная галерея”.
Приёмы работы:
- Проблемное задание
- Использование средств ИКТ (презентация, электронный учебник)
- Работа с информацией (словари, справочники)
- Творческие задания
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)
Рубрики учебника:
- Тандем (поработай в паре)
- Выполни самостоятельно
- Карточка-помощница
- Подсказка: она поможет вам выполнить задание
Приёмы работы:
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование, обозначение знаковыми символами;
- Игра-тренинг
- Вопросы-ответы
- Дополни рассказ
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Рубрики учебника:
- Выполните практическую работу
- Проба пера: творческое задание
- Проведи опыт
- Этот удивительный мир
- Для любознательных
- Путешествие в прошлое
- Картинная галерея
Приёмы работы:
- Письменная самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
- Самопроверка, самоконтроль.
- Практическая работа (начертить виды углов, работа с фишками, разрезным материалом, работа с моделями слов)
- Работа в печатной тетради
- Индивидуальные задания
- Игра (Составь алгоритм)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Рубрики учебника:
- Проверь себя
- Сравни свой ответ с текстом
- Найди ошибки
- Выполните трудное задание
- Задание по выбору
Приёмы работы:
- Опрос
- Игры (Счастливый случай, Парад идей)
- Индивидуальные задания
- Самостоятельная работа
- Тест
- Работа в коррекционной тетради
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Рубрики учебника:
- Оцени свою работу
- Сделай вывод
Приёмы работы:
Беседа (по вопросам)
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Игра (Солнышко – тучка, смайлик и т.д.)
Таким образом, образовательная система “Начальная школа XXI века” использует возможности каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
На мой взгляд, подход авторов системы “Начальная школа XXI века” к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день. Процесс обучения по данной системе ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника, что позволяет ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.
Китайская пословица гласит:
“Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму”
Литература.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия “Новые образовательные стандарты”. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.
6. Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Москва 2005 г.
7. Кукушин В.С. “Современные педагогические технологии”. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов – на - Дону: Феникс, 2003 г.
8. Гин А. “Приёмы педагогической техники” - М.:ВИТА-ПРЕСС, 2002 г.