Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.
Задачи:
Зрительное восприятие:
- закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
- закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.
Сенсорное восприятие:
- закрепить знания о геометрических фигурах;
- закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
- развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.
Сохранные анализаторы:
- закрепление зрительно-тактильного анализ;
- развитие прослеживающей функции глаз.
Развитие мелкой моторики
закрепить умение закручивать крышки при
захвате тремя пальцами;
Социально-бытовая ориентировка:
- знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
- развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
- закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).
Интеграция компонентов содержания:
- область “Познание” - ознакомление с окружающим;
- область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
- область “Социализация” - игровая деятельность.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.
Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые ), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.
I. Вступление.
Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.
- Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?
- Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.
В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.
- Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.
Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.
- Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?
- Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?
Считалочка:
Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке; На лужок пойду гулять. шагают на месте; Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг; Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения И считать теперь начну: “закручивания нитки”; Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их; Как сочту до десяти показать все пальцы на руках; Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.
- Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.
- Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?
II. Лабиринт.
- Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.
- Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.
Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.
Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.
Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.
- Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.
III. Домики.
- Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.
Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.
Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.
- Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.
IV. Зрительная гимнастика.
- Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:
Мы немножко отдохнем, дети растирают ладошки друг об друга; Ручки быстренько потрем. Реснички опускаются, дети закрывают глаза и прикрывают их ладошками; Глазки закрываются. Сном волшебным засыпаем, дети спокойно стоят с закрытыми глазами; Мы спокойно отдыхаем. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. дети открывают глаза.
- Отдохнули? Тогда отправляемся дальше. Посмотрите в карту и скажите, куда нам надо идти дальше. Правильно, нам надо помочь кукле. Кто скажет, в какую сторону нам надо идти?
V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.
- Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.
- Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?
Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.
- Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.
VI. Мастерская “ Почини игрушку”.
- Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть. Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.
Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.
Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.
VII. Возвращение в детский сад.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтесь к дороге: Мы начнем сейчас считать:
Раз, два, три, четыре пять.
Как сочтем до десяти,
Крикнем шарикам: “Лети!”
- Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.