Ансамблевая игра как одна из форм развития творческих способностей аккордеониста

Разделы: Музыка


В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка. Музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей, духовно богатой личности.

Творчество предполагает наличие у учащегося способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознанных компонентов умственной активности, а так же потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривается как “озарение”, вдохновение, меняющее предварительную работу мысли.

В классе аккордеона недооцениваются такие формы работы как чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование и т. п. Среди них особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Оно способно повысить развивающий эффект музыкального обучения и позволит реализовать идеи педагогики сотрудничества.

На самом деле педагоги-практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, развивает слух, память, является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Ансамблист находится в особо выгодных условиях - наряду с репертуаром, адресованным собственно аккордеону, он может пользоваться также оркестровыми партитурами, аранжировками камерно-инструментальных и вокальных произведений.

Иными словами, ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и “открытий”, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию “центра музыкальности - “эмоциональной отзывчивости” на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение, музыкальное мышление заметно улучшается, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким.

Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и других специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных (“технических”) навыков.

Формирование звуковысотных представлений - первоочередной этап в слуховом воспитании учащихся. На начальном этапе обучения гармонический слух нередко отстает от мелодического. Учащийся может свободно обращаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль - особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Наиболее сильнодействующим средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям.

Воспитание полифонического слуха или другими словами способности расчлененно воспринимать и воспроизводить в музыкально-исполнительском действии несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Ребенок не имеет достаточных навыков для исполнения полифонических произведений, не владеет достаточным умением слышания нескольких мелодических линий для исполнения сложной полифонической ткани. Наиболее эффективным приемом который можно применить в ансамблевой практике - совместное проигрывание полифонического произведения по голосам, по парам голосов. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию, дает возможность вслушаться во все составные ее элементы, помогает ярче оттенить отдельные элементы музыкальной ткани.

Музыкальный слух в его проявлении по отношению к тембру и динамике называют тембро-динамическим слухом. Этот слух важен во всех видах музыкальной практики, но особенно велика его роль в музыкальном исполнительстве.

Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения. Совместно с педагогом ученик ведет поиск различных тембровых красок, применяя различные регистры, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на аккордеоне тембральную специфику звучания отдельных оркестровых групп.

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Чувство ритма образуется из темпа, акцента, соотношения длительностей во времени. Все это складывается в музыкально-ритмическую способность.

Уже первые шаги начинающего аккордеониста, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствует выработке ряда игровых приемов и навыков, которые относятся к процессам развития чувства ритма, выступает в качестве ее основы. Важнейший из этих навыков воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. Играя вместе с преподавателем, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость “держать” свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Прочно освоенный учащимся навык воспитания и воспроизведения мерной пульсации выстраивает “материальную” основу для развития чувства темпа.

Ансамблевая игра не только дает преподавателю возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Исполнение любой музыки сопровождается “веской” акцентировкой при игре. Чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особо ярко. Вот некоторые более сложные проблемы музыкально-исполнительского ритма:

темпо-ритм (музыкальная пульсация) - категория качественная. При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения. В ансамбле темпо-ритм должен быть коллективным. При всей строгости он должен быть естественным и органичным. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной тенденцией к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности - эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс; или в стремительных пассажах, а также в сложных для исполнения местах. Технические трудности вызывают желание возможно скорее “проскочить” опасные такты. При объединении в дуэте двух аккордеонистов, страдающих таким недостатком, возникшее ускорение развивается с неумолимостью цепной реакции и увлекает партнеров к неизбежному срыву. Если же этот недостаток присущ только одному из участников, то второй оказывается верным помощником. Таким образом, в условиях совместных занятий возникают некоторые благоприятные возможности для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.

Важное значение имеет свобода музыкально-ритмического движения (рубато, агогика). Игру рубато нельзя механически перенять она познается в личном художественном опыте. Самое главное в ансамбле является интуитивное, эмоциональное воздействие. Многие динамические и агогические трудности легче преодолеваются под исполнительским влиянием учителя, который непосредственно вовлекает ученика в ускорение и замедление музыкального движения.

Система музыкально-ритмического воспитания должна “вбирать” в себя те специфические моменты, которые связаны с выразительно-смысловой функцией пауз в музыкальном искусстве. Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались учениками в виде естественного компонента музыкальной структуры, а не как механические или внезапные остановки.

В ансамблевом исполнении не редко приходится сталкиваться с моментами отсчета длительных пауз. Простой и эффективный способ при этом - поиграть звучащую у партнера музыку.

Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает вызубривание, идущее от привычки упражняться механически, мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает.

Память ансамблиста формируется более интенсивно. Ансамблевое исполнение наизусть будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти (с опорой на фактический анализ). Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть партнеры должны понять музыкальную форму в целом осознать ее как некое структурное единство, затем переходить к дифференцированному усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, сменой меха, динамическим планам, штрихами и т. д.

Знание этого особенно необходимо исполнителю второй партии, так как она обычно представлена либо аккордовой фактурой, либо подголосками и, не имея представления о первой партии, ученик не сможет для себя выстроить произведение структурно. Исполнителю второй партии особенно необходимо заострить внимание на гармоническом анализе и опираясь на гармонию нужно учиться мысленно слышать всю музыкальную ткань произведения.

Ансамблевая игра способствует так же развитию двигательно-моторных способностей аккордеониста. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры.

На первый взгляд двигательные навыки при игре в ансамбле развиваются достаточно традиционно: тоже постепенное охватывание звукоряда, введение все новых и новых ритмов, штрихов и т. д. Практика показала, что развитие протекает значительно интенсивнее, и закрепляются полученные навыки прочнее т. к. получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.

Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь певучего звука при плавном ведении меха и много другого, т. е. в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта.

Таким образом, рассмотрев развивающие возможности ансамблевой игры, можно сделать следующие выводы:

1. Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического).

2. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же овладеть более сложными метроритмическими категориями (агогика, пауза и т.д.)

3. Ансамблевая игра способствует развитию аналитической, логической, рациональной памятью.

4. Работа над аккордеонным ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщенных музыкальных понятий.

5. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.

6. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в классе аккордеона.

7. Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.

8. Важным являются: особенность посадки, приемы меховедения, достижение синхронности исполнения, работа над артикуляцией, темпо-ритмическим единством, динамическим разнообразием.

9. Идейное раскрытие художественного образа, эмоциональная насыщенность, поэтическая фантазия, способность переживать исполнение музыки, гибкое проникновение в содержание произведения требует в ансамбле единства творческой мысли всех исполнителей. Взаимопонимание и согласие лежит в основе создания единого плана интерпретации. Умение общаться с партнером - обязательный элемент ансамбля. Осознавание звучащей у другого исполнителя музыкальной фразы и интонирование своего ответа на нее как согласие, сомнение, отрицание и т.п. - и есть процесс общения.

Игра в ансамбле в полной мере отвечает специфике начального этапа обучения учащихся, позволяет преодолеть ряд трудностей возрастного и психологического порядка. Помогает с первых шагов включить учащихся в музыкальную среду.

Не столь важно, вырастут из участников ансамбля музыканты-любители или профессионалы, главное это будут люди, приобщившиеся к музыке и коллективному творчеству, способные к творческой самореализации. Во имя этой цели трудятся тысячи преподавателей и музыкантов.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Издательство Казанского университета, 1998.-268с.

2. Баян и баянисты. Сборник методических материалов. Составитель Акимов Ю.Т. М. “Советский композитор” Д970.- 149с.

3. ГотлибА.Д. Основы ансамблевой техники. М. “Музыка” 1971.-94с.

4. Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. Редактор и составитель Аджемов К.Х. М. “Музыка”, 1979.- 168с.

5. Максимов Е.И. Ансамбли и оркестры гармоник. М.“Советский композитор”, 1974.-175с.

6. Материалы из Интернета.