Цели:
- Организовать исследовательскую работу над литературным произведением.
- Расширить кругозор детей.
- Продолжить работу по совершенствованию навыка выразительного чтения.
- Привить любовь к литературе и классической музыке.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью норвежского композитора Э.Грига и с произведением К. Паустовского “Корзина с еловыми шишками, развивать речь, мышление и воображение учащихся.
Оборудование:
- книга для чтения,
- творческие работы учащихся,
- диск с произведениями Э.Грига,
- портреты писателя и композитора.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы будем не только читать художественное литературное произведение, но и будем учиться слушать и понимать музыку.
II. Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
III. Тема: “К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"”
IV. Работа над произведением
- Какой рассказ вы читали дома?
("Корзина с еловыми шишками")
- Кто написал этот рассказ?
(Константин Георгиевич Паустовский)
- Что вы знаете о жизни и творчестве Константина Георгиевич?
- Расскажите.
(Примерный ответ)
Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
Своими произведениями он воспитывает любовь к прекрасному. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
- С каким талантливым человеком знакомит нас К.Г.Паустовский в своем рассказе?
- Что вы узнали о композиторе?
(Примерный ответ)
Эдвард Григ родился в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.
- Что объединяет этих талантливых людей?
Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словом, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства и передают красоту окружающего мира.
V. Работа с текстом
- Сколько в произведении частей? (4)
- Как можно озаглавить части этого рассказа? (работа с тетрадью)
(обмен тетрадями, взаимопроверка)
Варианты.
1. Встреча 2. В доме композитора. Рождение музыки. 3. В гостях. В гостях у тетушки. 4. На концерте. Благодарность.
- Напомните мне эпизод встречи композитора и девочки.
(Звучит музыка, чтение по ролям)
- Работаем в группах.
- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (1 гр.)
- Почему он решил сделать ей подарок? (2 гр.)
(доброе сердце; думает о других)
- Почему он не захотел сделать его сразу? (3 гр.)
(дети не всегда понимают серьёзную музыку)
Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.
VI. Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей!
(руки вытянуты, ладоши вниз)
Дождинки пляшут,
(потрясти руками, потопать ногами)
Как живые,
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(наклониться, присесть)
Работа над второй частью
- Как вы ее озаглавили?
- Главное украшение дома композитора?
- Счастлив ли был там Григ?
- Подтвердите текстом
Как создавал своё произведение композитор?
- Представьте: Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь...
- Кто наблюдал за ним?
- Кто были его первые слушатели? Прочитайте.
Работа над 3 частью
- Как вы озаглавили третью часть рассказа?
- По какой причине Дагни покидает дом?
(фронтальная работа)
Работа над 4 частью
- Как вы ее озаглавили?
(на концерте)
- Послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".
- Какие картины предстали перед глазами Дагни?
(раннее утро рожок, ветер, лес, горы, море)
- А что увидели вы?
Какой же подарок был сделан Григом?
- Подумайте, почему Дагни плакала?
(благодарность)
- О чем думала Дагни, выходя из парка? Прочитайте.
Вывод: не всегда подарок может быть материальным. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.
VII. Итог урока
Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а их творчество приносит радость людям по сей день.
Домашнее задание
Прочитайте текст, нарисуйте рисунок к самому трогательному моменту.
VIII. Рефлексия
IX. Оценки за урок
Спасибо за работу на уроке.