Изменение имен существительных по падежам

Разделы: Иностранные языки


Цель урока: Научить определять падеж имен существительных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтоб всему учиться.

Учащиеся записывают число в тетрадь.

II. Минутка красивого письма.

- Мороз нарисовал на окнах узоры. Прочитайте, какие буквы спрятались в них.

- Запишите.

III. Актуализация знаний и формирование темы урока.

1. Письмо по памяти. Обозначение в словах изученных орфограм

Широко раскинув ветки,
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.

Проверка.

- Какие орфограммы обозначили?

2. Что общего у выделенных слов?

- Устно дайте характеристику каждому существительному.

3. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?

- Задайте мне вопросы по теме “Склонение имен существительных”, на которые вы уже знаете ответы.

- Что такое падеж?

- Сколько падежей в русском языке?

- Чем отличаются падежи?

- Что значит изменять существительное по падежам?

- Для чего нужно изменять существительное по падежам?

4. Обучающая структура “Микс пэа шэа”.

Ученики смешиваются под музыку, образовывая пару, когда музыка прекращается, и отвечают друг другу на вышеперечисленные вопросы по очереди.

5. Постановка цели урока и темы.

- Исходя из выполненного задания, постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (Изменение имен существительных по падежам)

- Как вы считаете, какова будет цель урока? (Научиться определять падеж имен существительных)

IV. Формирование новых знаний и умений.

- Сейчас я предлагаю  вернуться к нашему стихотворению и  определить, в каком падеже стоят  имена существительные. 

– Сначала определим падеж у подлежащего ёлка. Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым? 

– Значит, в каком падеже всегда стоит подлежащее? 

– Определим падеж слова ветки. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?

Ученики выводят алгоритм:

1. Найду слово, от которого зависит существительное ветки. 

2. Поставлю от него двойной вопрос.

3. Определю падеж по вопросу.

4. Укажу падеж над существительным.

- Определите падеж у остальных имен существительных?

- Подведем итог. Какие действия мы будем выполнять для того, чтобы правильно  определить падеж у имени существительного?

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного.

1. Работа по тексту.

- Отгадайте загадку.

Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.

- Что вы знаете о медведях?

- Прочитайте текст, вставляя недостающее слово.

Бурый медведь – гордое и сильное животное. Внешний вид ... всем хорошо известен. Это животное - одно из самых крупных и опасных наземных хищников, поэтому близко подходить к ... опасно. В природе можно наблюдать за ... только издали. Я видел ... в казанском зоопарке. Работники зоопарка рассказали мне много интересного о ... .

- Выпишите слово медведь со словами, от которых оно зависит и вопросами. Определите падеж существительного.

2. Работа на карточках.

Запишите  словосочетания, раскрывая скобки. Определите падеж имени существительного.

Читал (книга) ____________________ ( . п.)

Любоваться (природа) _____________ ( . п.)

Играть (прятки) ______________ ( . п.)

Мечтать о (велосипед) ______________ ( .п.)

Проверка.

3. Работа по учебнику.

VII. Итог урока.

Игра “Да-нет”

1. Имя существительное изменяется по родам?

2. Имя существительное изменяется по числам и падежам?

3. В русском языке 7 падежей?

4. Подлежащее всегда стоит в именительном падеже?

5. Все падежи, кроме именительного падежа, косвенные?

6. Существительное в Р. П. отвечает на вопросы кем? чем?

7. Начальной формой существительного является И.п., ед.ч.?

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель перед собой ставили на уроке?

- Достигли ли этой цели?

- Какие задания пока еще составляли  для вас трудность?

- В чем испытывали затруднение?

- Оцените свою деятельность на уроке.

X. Домашнее задание.

Просклонять существительные снег, Снегурочка.