Цель урока: Научить определять падеж имен существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтоб всему учиться.
Учащиеся записывают число в тетрадь.
II. Минутка красивого письма.
- Мороз нарисовал на окнах узоры. Прочитайте, какие буквы спрятались в них.
- Запишите.
III. Актуализация знаний и формирование темы урока.
1. Письмо по памяти. Обозначение в словах изученных орфограм
Широко раскинув ветки,
В шубе снеговой,
Посреди поляны ёлка
Ввысь ушла стрелой.
Проверка.
- Какие орфограммы обозначили?
2. Что общего у выделенных слов?
- Устно дайте характеристику каждому существительному.
3. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?
- Задайте мне вопросы по теме “Склонение имен существительных”, на которые вы уже знаете ответы.
- Что такое падеж?
- Сколько падежей в русском языке?
- Чем отличаются падежи?
- Что значит изменять существительное по падежам?
- Для чего нужно изменять существительное по падежам?
4. Обучающая структура “Микс пэа шэа”.
Ученики смешиваются под музыку, образовывая пару, когда музыка прекращается, и отвечают друг другу на вышеперечисленные вопросы по очереди.
5. Постановка цели урока и темы.
- Исходя из выполненного задания, постарайтесь сформулировать тему нашего урока. (Изменение имен существительных по падежам)
- Как вы считаете, какова будет цель урока? (Научиться определять падеж имен существительных)
IV. Формирование новых знаний и умений.
- Сейчас я предлагаю вернуться к нашему стихотворению и определить, в каком падеже стоят имена существительные.
– Сначала определим падеж у подлежащего ёлка. Если данное слово является подлежащим, может ли оно быть зависимым?
– Значит, в каком падеже всегда стоит подлежащее?
– Определим падеж слова ветки. Как вы думаете, что для этого необходимо сделать?
Ученики выводят алгоритм:
1. Найду слово, от которого зависит существительное ветки.
2. Поставлю от него двойной вопрос.
3. Определю падеж по вопросу.
4. Укажу падеж над существительным.
- Определите падеж у остальных имен существительных?
- Подведем итог. Какие действия мы будем выполнять для того, чтобы правильно определить падеж у имени существительного?
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
1. Работа по тексту.
- Отгадайте загадку.
Мой белый брат во льдах живёт
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.
- Что вы знаете о медведях?
- Прочитайте текст, вставляя недостающее слово.
Бурый медведь – гордое и сильное животное. Внешний вид ... всем хорошо известен. Это животное - одно из самых крупных и опасных наземных хищников, поэтому близко подходить к ... опасно. В природе можно наблюдать за ... только издали. Я видел ... в казанском зоопарке. Работники зоопарка рассказали мне много интересного о ... .
- Выпишите слово медведь со словами, от которых оно зависит и вопросами. Определите падеж существительного.
2. Работа на карточках.
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Определите падеж имени существительного.
Читал (книга) ____________________ ( . п.)
Любоваться (природа) _____________ ( . п.)
Играть (прятки) ______________ ( . п.)
Мечтать о (велосипед) ______________ ( .п.)
Проверка.
3. Работа по учебнику.
VII. Итог урока.
Игра “Да-нет”
1. Имя существительное изменяется по родам?
2. Имя существительное изменяется по числам и падежам?
3. В русском языке 7 падежей?
4. Подлежащее всегда стоит в именительном падеже?
5. Все падежи, кроме именительного падежа, косвенные?
6. Существительное в Р. П. отвечает на вопросы кем? чем?
7. Начальной формой существительного является И.п., ед.ч.?
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель перед собой ставили на уроке?
- Достигли ли этой цели?
- Какие задания пока еще составляли для вас трудность?
- В чем испытывали затруднение?
- Оцените свою деятельность на уроке.
X. Домашнее задание.
Просклонять существительные снег, Снегурочка.