Цели:
- закрепить знания о звуках Р, Р’;
- совершенствовать навык звукового анализа через соотнесение звуков, слогов, слов;
- воспитывать умение давать самооценку своей работе на занятии.
Оборудование: индивидуальные зеркала, конверты с изображением силуэтов животных; предметные картинки на звуки Р, Р’; схемы звукового анализа, таблички для составления предложений, таблица “Узнай букву”, фигурки из картона: барсучиха и барсучата.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мы с вами должны показать нашим гостям, как хорошо мы знаем русский язык и умеем красиво произносить слова. А сейчас давайте приготовимся к занятию.
2. Упражнение на совершенствование навыка общего расслабления после напряжения мышц.
Логопед: представьте, что мы оказались в зимнем лесу. Вы – маленькие ежата. Что делают ежи зимой? (Спят). Начались морозы, ежата сжались в клубочки, иголки прижали, лапки сжали, глазки крепко зажмурили. А когда солнышко пригреет, ежата расправят спинки, встряхнут лапками, поморгают глазками. Но пока зима…
3. Упражнение на совершенствование навыков самомассажа:
А пока мы с вами
Руки растираем
И разогреваем.
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
Пальчики сгребают
Все плохие мысли.
Ушки растираем
сверху-вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками
Хлопаем мы щёчки.
4. Упражнение для развития дифференцированного дыхания.
Вдох носом – вдыхаем радость; выдох ртом – выдыхаем огорчения.
5. Упражнения на развитие артикуляционных навыков.
Давайте настроим язычок на занятие! Логопед показывает рисунки с изображением артикуляционных движений, дети выполняют упражнения перед зеркалом.
А) “Улыбка” - “Трубочка”.
Б) “Лошадки”
В) “Грибок”
Г) “Дятел”
6. Сообщение темы занятия.
Логопед: Вот сейчас мы с вами хорошо подготовились к занятию. Сегодня мы будем сравнивать два звука, а какие это звуки, вы должны догадаться сами.
7. Упражнение на развитие умения узнавать звук по артикуляционному укладу.
Логопед: Смотрим в зеркала, делаем, как я скажу и думаем, какой звук получится, если:
Губы приоткрыты, зубы приоткрыты, язык широкий, поднят наверх к бугоркам. Мы выдыхаем воздух с силой, язык дрожит, голос звучит. (Звук Р).
Какой звук получится, если:
Губы растянуты в широкую улыбку, зубы приоткрыты, широкий язык наверху, но ниже, чем при произнесении звука Р. Он опущен к краям верхних зубов. Выдыхаем воздух с силой, язык дрожит, голос звучит. Какой это звук? (Звук Р’)
8. Упражнение на развитие умения сравнивать звуки:
- Дать характеристику звуку Р: (согласный, твёрдый, звонкий );
- Дать характеристику звуку Р’: (согласный, мягкий, звонкий ).
- Чем отличаются эти звуки? (Положением языка)
9. Связь с буквой. Развитие буквенного гнозиса.
- Какой буквой обозначаются звуки Р, Р’?
- На что похожа буква Р ?
Найдите букву Р среди других букв. Предлагается таблица “Узнай букву”.
10. Упражнение на развитие навыка выделения звуков Р, Р’ на слух жестами (Р – удар кулачком в ладонь; Р’ – погладить ладони).
А) из слогов: ра, ря, ро, рё, рю, ру, ри, три, ры, ро, тра, тря, утрь, утр;
Б) из слов: рысь, Рита, барсук, грибы, роза, нора, три, ворота, ремень, шар, дверь, бобр, бобрята.
11. Упражнение на развитие умения образовывать существительные в родительном падеже. Развитие зрительного восприятия.
Дети получают письма, на которых нарисованы силуэты диких животных.
Логопед: Ребята, вам пришли письма. На конвертах – картинки-“невидимки”. Вы должны узнать животное и сказать от кого вы получили письмо.
Например: Я получил письмо от белки.
12. Упражнение на совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. “Подбери слово к схеме”. На доске – схема слова БАРСУК.
Логопед: Достаньте из конвертов, которые вам прислали животные, картинки. К доске выйдет тот, у кого слово подходит к схеме. А сейчас сделаем звуковой анализ этого слова.
Слово для звукового анализа: БАРСУК.
13. Физкультминутка.
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!
14. Упражнение на развитие умения согласовывать количественные числительные с существительными и находить адекватные изображения.
Логопед: жила-была бабушка Барсучиха и были у ней внучата. Как они назывались? (Барсучата)
Помогите бабушке посчитать внучат и найти двух одинаковых барсучат.
15. Упражнение на развитие умения сочетать движения пальцев и речь.
А сейчас поиграем пальчиками и вспомним, как зимуют дикие звери:
Ёж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису
И зимой найдёшь в лесу.
16. Упражнение на развитие умения составлять предложения из данных слов.
Логопед: Я составила предложения о жилищах животных. (Предложения составлены из карточек, на которых напечатаны слова). Давайте их прочитаем.
У барсука – дерево.
У медведя – нора.
У бобра – берлога.
У рыси – хатка.
Поменяйте карточки так, чтобы исправить мои ошибки. Прочитайте предложения.
17. Итог.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали?
- В названиях каких диких животных слышится звук Р?
- Как вы считаете, как вы работали сегодня на занятии?