Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с историей монголо-татарского нашествия; с исторической личностью Александром Невским и ролью в истории Руси; битвами – Невская и Ледовое побоище; продолжат развивать внимание, наблюдательность и формировать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.
Оборудование:
- мультимедейный проектор;
- компьютер;
- раздаточный материал;
- экран;
- презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! На протяжении нескольких уроков мы с вами изучали историю Руси. А что такое Русь? (Это название нашей страны в древности)(Слайд 1)
II. Повторение
- Давайте вспомним о чем мы говорили на прошлых уроках. (Слайд 2)
- Как называлась первая столица Древней Руси? (Киев)
- Кто был главой Руси? (Великий князь киевский)
- Как звали князя, который первым принял крещение на Руси? (Владимир)
- Какой древнерусский город славился своим богатством, которое приумножал за счёт торговли? (Новгород)
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд 3)
- Почему алфавит в Древней Руси назвали азбукой? (Слайд 4) (По названию первых букв произошло название “азбука”. Она называлась “глаголицей”. “Глагол” в переводе со старославянского языка означает “слово”, “речь”)
- Что такое летопись? (Летопись - описание событий по годам)
- Как называлась первая русская летопись? (“Повесть временных лет”)
- Кто и когда ее создал? (Монах Киево-Печорского монастыря Нестор в конце XI – начале XII века)
III. Актуализация знаний
- Прочтите эпиграф к нашему уроку. (Слайд 5)
“Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!” Александр Невский
- Это слова известного правителя и воина. Подумайте, что хотел сказать Александр Невский. (Ответы детей)
IV. Самоопределение деятельности
- А теперь составьте вопросы и назовите цель нашего урока. (Слайд 6)
-
отстаивала Как независимость Русь свою?
- эти Какую России роль истории сыграли в события?
- Правильно цель урока – ответить на вопросы: (Слайд 7)
-
Как Русь отстаивала свою независимость?
- Какую роль сыграли эти события в истории России?
V. Работа по теме урока
- К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. (Слайд 8) Князья хотели быть самостоятельными и никому не подчиняться. Карта Руси того времени напоминает мозаику. (Слайд 9)
- В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники – монголы. (Слайд 10)
- Давайте вспомним, кого называют кочевниками? (Слайд 11)
Монголо-татары - это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, овец, коров, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переезжали с места на место в поисках новых пастбищ.
Найдя подходящее пастбище монголы устраивались рядом. (Слайд 12) Они сгружали с повозок тонкие жерди и, крепко связав, устанавливали их наподобие шалаша. Затем жерди покрывали войлоком. Получалось жилище - юрта. Внутри складывали очаг и разводили огонь. Дым выходил наружу через отверстие на самом верху юрты.
Лет за 20 до прихода монголов на Русь, произошло объединение многочисленных кочевых племен. Во главе встал предводитель (хан) Чингисхан. (Слайд 13) Имя его означает Океан - хан или Хан - великий, как океан. Чингисхан стремился захватить под пастбища новые земли завладеть богатствами соседних народов, покорив их самих.
Монголы были очень свирепыми и жестокими. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими народами и подавно враждовали. Они были сильны своей многочисленностью и военной организацией.
Рассмотрим рисунки русских и монгольских воинов. (Слайд 14)
Поздней осенью 1237г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. (Слайд 15) На его пути лежало Рязанское княжество. (Слайд 16) У Рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям за помощью, но те отказали ему. 5 дней держалась Рязань, на шестой - пала. Взяли монголы город и убили всех его жителей, не пожалев ни женщин, ни детей.
Вслед за Рязанью монголы заняли Коломну, Москву, Владимир. (Слайд 17) Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. (Слайд 18)
Батыю открылась дорога на богатый Новгород. Однако он повернул назад. (Слайд 19) На обратном пути в южные степи Батыева рать провела 7 недель под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. Монголы прозвали Козельск "злым городом".
В 1240 году был разрушен и разорен город Киев. (Слайд 20) Войско монголов было так огромно и так шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип телег, рев верблюдов и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но итак инее смогли его отстоять: слишком неравны были силы. Киев был разграблен и разорен. (Слайд 21)
После этого закончилось завоевание Руси. (Слайд 22) Батый повернул назад и в низовьях Волги основал столицу своего государства, которая называлась Золотая Орда. (Слайд 23) Большинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде. (Слайд 24) Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.
- От какого слова образовалось слово “дань”? (дать, дар) (Слайд 25)
- Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги. У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника. Сборщиков дани называли баскаками. Князья должны были ездить к правителю Золотой Орды за разрешением на владение княжеством.
- Как вы думаете, почему Русь, государство, которое было лучше развито, чем кочевники, лучше преуспевающее в военном деле, с укреплёнными городами, почему оно не смогло дать достойный отпор полчищам Батыя? (Ответы детей)
- Когда пришла беда, между русскими князьями не было мира и согласия. Вместо того, чтобы объединиться и действовать заодно, они продолжали соперничество.
- Так Русь стала зависеть от орды. Эта зависимость продолжалась больше 200 лет. Столько потребовалось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.
Физкультминутка (Слайд 26)
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
VI. Продолжение работы по теме урока
- Но нападением монголов испытания не закончились. Угроза для Руси возникла на северо-западе.
- Вспомните, что я говорила о Новгороде, когда рассказывала о нашествии Батыя? (Батый не пошёл на Новгород, этот город был богатым)
- Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. (Слайд 27)
- Какие цели преследовали шведы и немцы? (захват территории и обогащение) (Слайд 28)
- Почему именно это время они выбрали для наступления? (Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)
- Подумайте, почему рыцарей называли крестоносцами? (На одежде и вооружении был изображён крест)
- Первыми удар нанесли шведы. Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. (Слайд 29) Тогда ему было всего 19 лет. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. (Слайд 30)
- Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову. (Слайд 31) А князь Александр за победу получил прозвание Невского.
- А два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. (Слайд 32) Ей дали название – Ледовое побоище.
- Давайте посмотрим на доспехи рыцаря. Что вы можете сказать о них? (Слайд 33)
- Почему Александр Невский заманил рыцарей на Чудское озеро? Какую цель он преследовал? (доспехи крестоносцев тяжёлые, они будут тонуть) (Слайд 34)
- Действительно, в ходе сражения немецкие рыцари оказались в западне и отступили к озеру. (Слайд 35) Местами подтаявший лед, не выдержав тяжести доспехов врагов, начал трещать и ломаться. Рыцари камнем пошли ко дну. Те, кто остался в живых спасались бегством.
- Вскоре после сражения крестоносцы отправили послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!” (Слайд 36) Вспомните эпиграф к нашему уроку, какие выводы можете сделать сейчас?
- Александр Невский – великий человек. (Слайд 37) Он был возведён в лик святых. Александру Невскому поставлены памятник в разных городах нашей страны.
VII. Закрепление изученного материала
- А для того чтобы закрепись сегодняшние знание разделитесь на группы и выполните следующее задание. (Слайд 38) Одной группе необходимо собрать на одном листе все понятия относящиеся к нашествию Батыя, а другой группе понятия, относящиеся к защите северо-западных рубежей. (Ученики получают листы А2 и карточки с напечатанными понятиями и наклеивают нужные. Затем озвучивают всему классу). (Приложение 1)
VIII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)
- Наш урок подошел к концу. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!