Цели занятия: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей; подвести к пониманию образного содержания пословиц. Продолжать учить детей рисовать по представлению.
Наглядный материал. Куклы настольного театра к сказке, ширма; листы бумаги, карандаши.
Предварительная работа. Чтение сказки “Зимовье”
Ход занятия
- Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о ком я скажу такие слова: розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. Кто это? (Свинья.)
Большой, рогатый, мычит, хвост метелкой. (Бык.)
Маленький, горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (Петух.)
Серый, злой, зубастый. (Волк.)
Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. (“Теремок”, “Рукавичка”.) Послушайте об этом еще одну сказку - “Зимовье”.
После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу:
- О чем рассказывается в этой сказке?
- Как вы поняли, что означает слово зимовье? (Домик для зимы, чтобы перезимовать, пережить холод.)
- Как можно было бы по-другому назвать эту сказку?
- Для чего звери решили построить себе дом? Расскажите, как они строили дом.
Кто что делал? (Воспитатель побуждает детей повторять слова из текста.)
- Расскажите, как зимовали звери. Что случилось однажды? Как зверям удалось спастись?
- Как вы думаете, что помогло зверям спастись? (То, что их испугались волки.)
Есть такая пословица: “У страха глаза велики”. Как вы ее понимаете? О ком в нашей истории так можно сказать?
Что показалось волку? Послушайте, я расскажу об этом еще раз.
Нарисуйте, как вы представляете избушку - зимовье зверей.
Поиграем в игру. За ширмой спрятались игрушки - разные звери. Кто-то из вас будет говорить слова, а кто-то - отгадывать, о ком было сказано. Если он отгадает, зверушка покажется из-за ширмы. (Дети договариваются по секрету , о ком из животных они будут говорить.) Игра продолжается, пока сохраняется интерес детей.
Пересказ детей по ролям
Ведущий – Жили в лесу звери в одиночестве. И летом им всего хватало: и травки, и ягодок, и грибов на пропитание. Но приближалась зима, холода, и голод. Задумался бык.
Бык – Трудно в одиночестве перезимовать. Предложу-ка я барану зимовье строить! Буду бревна носить да столбы тесать, а баран щепу драть.
Ведущий – Встретил бык барана да и предложил домик строить.
Баран – Я согласен. Пойдем, Хавроньюшке тоже предложим.
Ведущий – Отправились они к свинье. Стали ее уговаривать. Вместе зимовье строить веселее и быстрее.
Свинья – Я согласна. Хотите, я буду глину месить, кирпичи делать, печку класть.
Ведущий – Отправились они дальше по лесу. Повстречался им кот.
Бык – Привет, Котофеич! Идем с нами зимовье строить! Ты будешь мох таскать, стены конопатить. Всем работы хватит.
Ведущий – Кот сразу согласился. Понравилась ему эта компания друзей. И отправились все дальше. Вдруг повстречали петушка.
Бык – Здравствуй, Петя! Пойдем вместе зимовье строить! Ты будешь крышу крыть.
Петух – Я рад, что вы меня в свою компанию позвали, а то один я бы не перезимовал.
Ведущий – Трудятся все друзья. Избушка готова. Вот и лютая зима пришла, затрещал мороз. Но не страшны холода дружной компании. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился. Но прознали про это голодные волки. Самый главный волк пошел разведать, что это за избушка в лесу?
Волк - Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет.
Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.
Ведущий – Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.
Баран - Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..
Петух - Ку-ка-ре-ку-у!..
Кот - Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..
Бык - У-у-у!..У-у-у!..У-у-у!..
Свинья - Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?
Ведущий – Всей дружной компанией накинулись на волка. Тот – бежать! Да других волков предупреждать.
Волк - Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите! В зимовье страшные да косматые звери живут. Наверху хлопает, внизу фыркает! Снизу кричат: “Кого тут съесть?” В углу рогатый да бодатый, чуть рогами мне бок не пропорол! Ой, бежимте, братцы!..
Волки убегают, а дружные звери радуются, что все вместе смогли защитить себя и свое зимовье!
Подводятся итоги занятия: что особенно запомнилось и понравилось детям. Все делятся впечатлениями.
Использованная литература.
- Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Комаровой, “Мозаика-Синтез” 2011, г. Москва
- Русские народные сказки из сборника А.Н. Афанасьева Издательство “Правда”1982, г. Москва