Цели:
- развить познавательный интерес к русскому языку, литературе
- развить внимание, память, мышление
- развить творческие способности учащихся
- привить любовь к родному языку, литературе
Оборудование: бланки отчета для команд, грамоты, таблички с названиями станций, необходимый материал для выполнения заданий.
Ход игры
Учитель:
Сегодня мы проводим марафон по русскому языку и литературе в форме игры по станциям. Встречаются 3 команды. Мы проверим, насколько быстро и правильно они выполнят предложенные задания, узнаем, кто станет победителем марафона. После 1 конкурса “Приветствие” игроки получат бланки, на которых обозначены маршрут и баллы за выполненные задания. В конце марафона все команды соберутся в актовом зале, где представят творческое задание. После этого – подведение итогов и награждение победителя марафона. В добрый путь!
1 конкурс – “Приветствие”. Команда представляет себя: название, девиз, эмблему. Максимальный балл – 10.
2 конкурс – “Блиц-опрос по русскому языку”. Максимальный балл – 15.
1) Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета (определение).
2) Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).
3) Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетание).
4) Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).
5) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (морфология).
6) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс).
7) Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения или употреблением в речи (синонимы).
8) Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы).
9) Устойчивое сочетание слов, равное по значению одному слову или выражению (фразеологизм).
10) Раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи (фонетика).
11) Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать чего-то лишнего (язык).
12) Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; иногда из нее выходят сухими (вода).
13)
Я все то, что есть на свете,
Все народы на планете.
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (Мир)
14)
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)
15)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)
3 конкурс – “Грамотей”. Запишите под диктовку слова (по очереди). Максимальный балл – 10.
Интеллект, ветеран, фантазия, акварель, конфликт, привилегия, традиция, приоритет, мятеж, патриотизм.
4 конкурс – “Оратор”. Расставьте ударение в словах. Максимальный балл – 10.
Звонит, жалюзи, плато, свекла, оптовый, красивее, квартал, щавель, каталог, обеспечение.
5 конкурс – “Крылатые слова”. Найдите соответствия. Максимальный балл – 10. Время выполнения – 3 минуты.
1) Взялся за гуж | 1) ничего не сделать |
2) Делу время | 2) и весна не красна |
3) Гром не грянет | 3) в лес не ходить |
4) Чем дальше в лес | 4) мужик не перекрестится |
5) За все браться | 5) что топор неточеный |
6) Скучен день до вечера | 6) не говори, что не дюж |
7) Маленькое дело | 7) коли делать нечего |
8) Волков бояться | 8) потехе час |
9) Человек неученый | 9) тем больше дров |
10) На чужой стороне | 10) лучше большого безделья |
6 конкурс – “Расшифруй слово”. Чтобы прочитать зашифрованное слово, нужно правильно записать алфавит, пронумеровав буквы. Максимальный балл – 1. Время выполнения – 3 минуты.
9, 1. 4, 1, 5, 12, 1 (загадка)
7 конкурс - “Корректор”. Исправьте ошибки в предложениях. Максимальный балл – 4. Время выполнения – 3 минуты.
1) Мы купили пару носок.
2) Друзья вновь возобновили переписку.
3) Мама сварила вкусное кофе.
4) Доклад нужно подготовить к первому марту.
8 конкурс - “Блиц-опрос по литературе”. Максимальный балл – 20.
Назовите автора произведения:
1) “Зимнее утро” (А.С.Пушкин)
2) “Утес” (М.Ю.Лермонтов)
3) “Бежин луг” (И.С.Тургенев)
4) “Васюткино озеро” (В.Астафьев)
Определите жанр произведения:
5) Разноцветное коромысло над рекою повисло (загадка)
6) Делу – время, потехе – час (пословица)
7) “Свинья под дубом” (басня)
8) “Руслан и Людмила” (поэма)
9) “Лесной царь” (баллада)
10) “Барышня-крестьянка” (повесть)
Назовите художественные приемы:
11) яркое, образное определение (эпитет)
12) употребление слова в переносном значении (метафора)
13) противопоставление событий, героев (антитеза)
14) уподобление одного предмета другому (сравнение)
15) приписывание свойств человека неживому предмету (олицетворение)
Найдите лишнее:
16) А.С. Пушкин, А.И. Куприн, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев
17) сравнение, олицетворение, ямб, эпитет
18) “Волк и ягненок”, “Свинья под дубом”, “Мартышка и очки”, “Бородино”
Откуда эти строки? Определите автора и название произведения.
19) “...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения... Одаренный необычайной силой, он работал за четверых... Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе...” (И.С.Тургенев. “Муму”)
20)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит... (Н.А.Некрасов. “Железная дорога”)
9 конкурс – “Творческий”. Максимальный балл – 20. Каждая команда представляет заранее подготовленное творческое задание – инсценировку фрагмента из художественного произведения. Время – 5-7 минут.
Подведение итогов марафона. Награждение победителя и участников игры.
Приложение
Бланк отчета команды 1
Маршрут (станция) | Конкурс | Максимальный балл | Полученный балл |
1 старт | Приветствие | 10 | |
2 | Блиц-опрос по русскому языку | 15 | |
3 | Грамотей | 10 | |
4 | Оратор | 10 | |
5 | Крылатые слова | 10 | |
6 | Расшифруй слово | 1 | |
7 | Корректор | 5 | |
8 | Блиц-опрос по литературе | 20 | |
9 финиш | Творческий | 20 | |
100 |
Бланк отчета команды 2
Маршрут (станция) | Конкурс | Максимальный балл | Полученный балл |
1 старт | Приветствие | 10 | |
3 | Грамотей | 10 | |
2 | Блиц-опрос по русскому языку | 15 | |
5 | Крылатые слова | 10 | |
4 | Оратор | 10 | |
8 | Блиц-опрос по литературе | 20 | |
6 | Расшифруй слово | 1 | |
7 | Корректор | 4 | |
9 финиш | Творческий | 20 | |
100 |
Бланк отчета команды 3
Маршрут (станция) | Конкурс | Максимальный балл | Полученный балл |
1 старт | Приветствие | 10 | |
4 | Оратор | 10 | |
5 | Крылатые слова | 10 | |
2 | Блиц-опрос по русскому языку | 15 | |
3 | Грамотей | 10 | |
7 | Корректор | 4 | |
8 | Блиц-опрос по литературе | 20 | |
6 | Расшифруй слово | 1 | |
9 финиш | Творческий | 20 | |
100 |