Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе для учащихся 6-го класса

Разделы: Русский язык


Цели:

  • развить познавательный интерес к русскому языку, литературе
  • развить внимание, память, мышление
  • развить творческие способности учащихся
  • привить любовь к родному языку, литературе

Оборудование: бланки отчета для команд, грамоты, таблички с названиями станций, необходимый материал для выполнения заданий.

Ход игры

Учитель:

Сегодня мы проводим марафон по русскому языку и литературе в форме игры по станциям. Встречаются 3 команды. Мы проверим, насколько быстро и правильно они выполнят предложенные задания, узнаем, кто станет победителем марафона. После 1 конкурса “Приветствие” игроки получат бланки, на которых обозначены маршрут и баллы за выполненные задания. В конце марафона все команды соберутся в актовом зале, где представят творческое задание. После этого – подведение итогов и награждение победителя марафона. В добрый путь!

1 конкурс – “Приветствие”. Команда представляет себя: название, девиз, эмблему. Максимальный балл – 10.

2 конкурс – “Блиц-опрос по русскому языку”. Максимальный балл – 15.

1) Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? и обозначающий признак предмета (определение).

2) Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью (обращение).

3) Два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (словосочетание).

4) Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).

5) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (морфология).

6) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (суффикс).

7) Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения или употреблением в речи (синонимы).

8) Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы).

9) Устойчивое сочетание слов, равное по значению одному слову или выражению (фразеологизм).

10) Раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи (фонетика).

11) Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать чего-то лишнего (язык).

12) Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; иногда из нее выходят сухими (вода).

13)

Я все то, что есть на свете,
Все народы на планете.
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (Мир)

14)

Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак)

15)

Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак)

3 конкурс – “Грамотей”. Запишите под диктовку слова (по очереди). Максимальный балл – 10.

Интеллект, ветеран, фантазия, акварель, конфликт, привилегия, традиция, приоритет, мятеж, патриотизм.

4 конкурс – “Оратор”. Расставьте ударение в словах. Максимальный балл – 10.

Звонит, жалюзи, плато, свекла, оптовый, красивее, квартал, щавель, каталог, обеспечение.

5 конкурс – “Крылатые слова”. Найдите соответствия. Максимальный балл – 10. Время выполнения – 3 минуты.

1) Взялся за гуж 1) ничего не сделать
2) Делу время 2) и весна не красна
3) Гром не грянет 3) в лес не ходить
4) Чем дальше в лес 4) мужик не перекрестится
5) За все браться 5) что топор неточеный
6) Скучен день до вечера 6) не говори, что не дюж
7) Маленькое дело 7) коли делать нечего
8) Волков бояться 8) потехе час
9) Человек неученый 9) тем больше дров
10) На чужой стороне 10) лучше большого безделья

 6 конкурс – “Расшифруй слово”. Чтобы прочитать зашифрованное слово, нужно правильно записать алфавит, пронумеровав буквы. Максимальный балл – 1. Время выполнения – 3 минуты.

9, 1. 4, 1, 5, 12, 1 (загадка)

7 конкурс - “Корректор”. Исправьте ошибки в предложениях. Максимальный балл – 4. Время выполнения – 3 минуты.

1) Мы купили пару носок.

2) Друзья вновь возобновили переписку.

3) Мама сварила вкусное кофе.

4) Доклад нужно подготовить к первому марту.

8 конкурс - “Блиц-опрос по литературе”. Максимальный балл – 20.

Назовите автора произведения:

1) “Зимнее утро” (А.С.Пушкин)

2) “Утес” (М.Ю.Лермонтов)

3) “Бежин луг” (И.С.Тургенев)

4) “Васюткино озеро” (В.Астафьев)

Определите жанр произведения:

5) Разноцветное коромысло над рекою повисло (загадка)

6) Делу – время, потехе – час (пословица)

7) “Свинья под дубом” (басня)

8) “Руслан и Людмила” (поэма)

9) “Лесной царь” (баллада)

10) “Барышня-крестьянка” (повесть)

Назовите художественные приемы:

11) яркое, образное определение (эпитет)

12) употребление слова в переносном значении (метафора)

13) противопоставление событий, героев (антитеза)

14) уподобление одного предмета другому (сравнение)

15) приписывание свойств человека неживому предмету (олицетворение)

Найдите лишнее:

16) А.С. Пушкин, А.И. Куприн, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

17) сравнение, олицетворение, ямб, эпитет

18) “Волк и ягненок”, “Свинья под дубом”, “Мартышка и очки”, “Бородино”

Откуда эти строки? Определите автора и название произведения.

19) “...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения... Одаренный необычайной силой, он работал за четверых... Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе...” (И.С.Тургенев. “Муму”)

20)

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит... (Н.А.Некрасов. “Железная дорога”)

9 конкурс – “Творческий”. Максимальный балл – 20. Каждая команда представляет заранее подготовленное творческое задание – инсценировку фрагмента из художественного произведения. Время – 5-7 минут.

Подведение итогов марафона. Награждение победителя и участников игры.

Приложение

Бланк отчета команды 1

Маршрут (станция) Конкурс Максимальный балл Полученный балл
1 старт Приветствие 10  
2 Блиц-опрос по русскому языку 15  
3 Грамотей 10  
4 Оратор 10  
5 Крылатые слова 10  
6 Расшифруй слово 1  
7 Корректор 5  
8 Блиц-опрос по литературе 20  
9 финиш Творческий 20  
    100  

 Бланк отчета команды 2

Маршрут (станция) Конкурс Максимальный балл Полученный балл
1 старт Приветствие 10  
3 Грамотей 10  
2 Блиц-опрос по русскому языку 15  
5 Крылатые слова 10  
4 Оратор 10  
8 Блиц-опрос по литературе 20  
6 Расшифруй слово 1  
7 Корректор 4  
9 финиш Творческий 20  
    100  

Бланк отчета команды 3

Маршрут (станция) Конкурс Максимальный балл Полученный балл
1 старт Приветствие 10  
4 Оратор 10  
5 Крылатые слова 10  
2 Блиц-опрос по русскому языку 15  
3 Грамотей 10  
7 Корректор 4  
8 Блиц-опрос по литературе 20  
6 Расшифруй слово 1  
9 финиш Творческий 20  
    100