Цели:
- Уточнить понятия “живые тела”, “живая природа”, “фауна”;
- Расширить знания о месте и роли животного мира в природе;
- Содействовать воспитанию внимательного, бережного отношения к животным;
- Способствовать развитию монологической речи учащихся.
Оборудование: выставка книг о животных; картины (слайды) с изображением различных животных и их повадок; маски животных (птица, рыба, ящерица, лиса, еж, муравей); костюм бабочки.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания по теме “Грибы”
Задания:
а) подпишите рисунок-схему “Строение гриба”;
б) оценим все вместе (уточним, дополним) индивидуальные ответы на вопрос: чем грибы отличаются от растений?
в) обсудим памятку “Правила сбора грибов”.
2. Актуализация знаний
Задания:
а) ответьте на вопрос: что называют “телом природы”?
б) отберите рисунки, изображающие живые тела природы;
в) приведите другие примеры живых тел природы.
3. Изучение нового материала
1) Обсуждение проблемной ситуации: может ли природа существовать без живых тел? Рассмотрим рисунки и выскажем предположения о роли животных в природе.
Дети рассматривают рисунки , позволяющие им рассказать о пользе животных в природе: насекомые и некоторые птицы опыляют растения; животные помогают растениям “переезжать” на другое местожительство (распространяют семена и плоды); кроты и другие подземные жители роют норы и тем самым рыхлят почву; многие птицы и насекомые, питаясь остатками умерших животных, очищают природную среду.
2) Рассказ учителя (или чтение статьи учебника) на тему: “ Может ли природа существовать без животных”:
Природе нужны все животные. Они, как звено цепи, связаны со всеми другими звеньями (неживая природа, растения, грибы), и разорвать эту цепь нельзя.
Рассмотрим простой пример. Лесной великан лось питается растениями: травой, ветками кустарников и деревьев. Лось может стать жертвой хищника, например волка. Вот простая цепь: растения-лось-волк. Такую цепь называют “цепью питания”. В природе их очень-очень много. Вот ещё одна цепь питания: растения-гусеницы-птицы-звери. Если цепь “разорвётся”, то погибнут все её звенья. Так живёт природа.
Например, большая синица-друг садов и лесов. Она уничтожает гусениц, которые, в свою очередь, уничтожают растения. Только за период гнездования синица спасает деревья от восьми тысяч майских жуков и их личинок.
3) Просмотр слайдов на тему: “Где в природе можно встретить животных”. Комментарии к слайдам (можно использовать видеоматериалы) дают учащиеся. Например:
а) рыбы живут в воде, их организм приспособлен к жизни в водной среде;
б) птицы-жители воздушного пространства, потому что их крылья приспособлены к полёту;
в) кроты, землеройки, некоторые насекомые живут в земле;
г) звери могут жить в любых условиях-на деревьях, в земле, в лесу, даже в воде, например бобры.
4) Ролевая игра “Расскажу вам о себе”.
Учащиеся выбирают роли и от лица своего персонажа рассказывают о животном. Например: “ Я - бабочка”, “ Я - ёж”, “ Я - муравей” и т. д.
5) Дидактическая игра “Узнай по описанию”. Загадки загадывает учитель или (и) дети. Загадки могут быть как прозаические, так и стихотворные. Например:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)На лугу расцвёл цветок,
Яркий пёстрый лепесток.
Я сорвать его хотел,
А он-взял и улетел. (Бабочка)
Третьеклассница Даша очень любит гулять с папой в лесу и рассматривать всякую живность.
- Сегодня мы принесли из леса целый зоопарк: здесь есть живые носороги, олени, слоники и даже павлин.
- Вот так-так! – удивилась мама. – Ну-ка, показывайте свой зоопарк.
Но Даша стала выкладывать из коробки каких-то жуков и бабочек. Вот таких. Как на рисунках. Махнула мама рукой да на кухню пошла – обиделась.
А, может быть, мама зря обиделась. Может быть, на этих рисунках есть те животные, о которых говорила Даша?
Учитель показывает рисунки, на которых изображены жук-носорог, жук-олень, бабочка “павлиний глаз”.
6) Минутка для любознательных. Учитель предлагает дать дополнения к отгаданным загадкам. Это должны быть сведения необычные, мало известные учащимся. Например:
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле в это время со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь в полусне облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.
Лиса – прекрасный охотник. Она выходит на охоту в сумерки, подкрадывается к добыче неслышно и незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Уничтожая мышей на полях (мышкуя), она приносит тем самым большую пользу, охраняя озимые посевы.
7) Работа в группах. Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания по схеме: растение – травоядное животное – хищное животное. Результаты работы обсуждаются всем классом.
8) Рассказ учителя на тему: “ Разнообразие животных”. Рассказ сопровождается показом иллюстративного материала (рисунков, фото, слайдов). Объяснение учителя может быть заменено чтением текста учебника: Фауна (так называют мир животных) очень разнообразна. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь.
Вот животные одноклеточные – амеба, например. Их тело состоит всего из одной клетки. Большинство животных – многоклеточные, их тело состоит из множества клеток (все звери, например), которые связаны между собой. Одни клетки “отвечают” за движение, другие – за питание и т. д.
Есть ещё один важный признак, который позволяет разделить животных на две группы: беспозвоночные и позвоночные. Например, насекомые относятся к беспозвоночным животным, а рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, звери – к позвоночным.
Изучая животный мир с глубокой древности, люди создали науку – зоологию. Ученые-зоологи разделили животных на классы по особенностям жизни, общим чертам строения и поведения. Основные классы, которые вы будете изучать в школе, это насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
Учитель. А теперь разрешите спор двух школьников:
Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное, да и бабочка – насекомое, а не животное.
Егор не согласен с Мариной. Он считает, что все, кто движется, питается, растёт, даёт потомство, то есть живёт, относятся к животным.
Кто из детей прав?
Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию и приходят к выводу, что прав Егор.
4. Минутка рефлексии
Каждый учащийся старается сам себе ответить на вопросы: “Что нового я узнал на этом уроке?”, “Захотелось ли мне прочитать дополнительную литературу по этой теме?”.
5. Знакомство с выставкой книг
Учитель рассказывает о книгах, которые представлены на классной выставке, посвящённой изучаемой теме.
6. Домашнее задание
Заполнить таблицу:
Группа животных | Роль животных этой группы в природе |