«Животные – часть природы. Роль животных в природе». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Уточнить понятия “живые тела”, “живая природа”, “фауна”;
  • Расширить знания о месте и роли животного мира в природе;
  • Содействовать воспитанию внимательного, бережного отношения к животным;
  • Способствовать развитию монологической речи учащихся.

Оборудование: выставка книг о животных; картины (слайды) с изображением различных животных и их повадок; маски животных (птица, рыба, ящерица, лиса, еж, муравей); костюм бабочки.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания по теме “Грибы”

Задания:

а) подпишите рисунок-схему “Строение гриба”;

б) оценим все вместе (уточним, дополним) индивидуальные ответы на вопрос: чем грибы отличаются от растений?

в) обсудим памятку “Правила сбора грибов”.

2. Актуализация знаний

Задания:

а) ответьте на вопрос: что называют “телом природы”?

б) отберите рисунки, изображающие живые тела природы;

в) приведите другие примеры живых тел природы.

3. Изучение нового материала

1) Обсуждение проблемной ситуации: может ли природа существовать без живых тел? Рассмотрим рисунки и выскажем предположения о роли животных в природе.

Дети рассматривают рисунки , позволяющие им рассказать о пользе животных в природе: насекомые и некоторые птицы опыляют растения; животные помогают растениям “переезжать” на другое местожительство (распространяют семена и плоды); кроты и другие подземные жители роют норы и тем самым рыхлят почву; многие птицы и насекомые, питаясь остатками умерших животных, очищают природную среду.

2) Рассказ учителя (или чтение статьи учебника) на тему: “ Может ли природа существовать без животных”:

Природе нужны все животные. Они, как звено цепи, связаны со всеми другими звеньями (неживая природа, растения, грибы), и разорвать эту цепь нельзя.

Рассмотрим простой пример. Лесной великан лось питается растениями: травой, ветками кустарников и деревьев. Лось может стать жертвой хищника, например волка. Вот простая цепь: растения-лось-волк. Такую цепь называют “цепью питания”. В природе их очень-очень много. Вот ещё одна цепь питания: растения-гусеницы-птицы-звери. Если цепь “разорвётся”, то погибнут все её звенья. Так живёт природа.

Например, большая синица-друг садов и лесов. Она уничтожает гусениц, которые, в свою очередь, уничтожают растения. Только за период гнездования синица спасает деревья от восьми тысяч майских жуков и их личинок.

3) Просмотр слайдов на тему: “Где в природе можно встретить животных”. Комментарии к слайдам (можно использовать видеоматериалы) дают учащиеся. Например:

а) рыбы живут в воде, их организм приспособлен к жизни в водной среде;

б) птицы-жители воздушного пространства, потому что их крылья приспособлены к полёту;

в) кроты, землеройки, некоторые насекомые живут в земле;

г) звери могут жить в любых условиях-на деревьях, в земле, в лесу, даже в воде, например бобры.

4) Ролевая игра “Расскажу вам о себе”.

Учащиеся выбирают роли и от лица своего персонажа рассказывают о животном. Например: “ Я - бабочка”, “ Я - ёж”, “ Я - муравей” и т. д.

5) Дидактическая игра “Узнай по описанию”. Загадки загадывает учитель или (и) дети. Загадки могут быть как прозаические, так и стихотворные. Например:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

На лугу расцвёл цветок,
Яркий пёстрый лепесток.
Я сорвать его хотел,
А он-взял и улетел. (Бабочка)

Третьеклассница Даша очень любит гулять с папой в лесу и рассматривать всякую живность.

- Сегодня мы принесли из леса целый зоопарк: здесь есть живые носороги, олени, слоники и даже павлин.

- Вот так-так! – удивилась мама. – Ну-ка, показывайте свой зоопарк.

Но Даша стала выкладывать из коробки каких-то жуков и бабочек. Вот таких. Как на рисунках. Махнула мама рукой да на кухню пошла – обиделась.

А, может быть, мама зря обиделась. Может быть, на этих рисунках есть те животные, о которых говорила Даша?

Учитель показывает рисунки, на которых изображены жук-носорог, жук-олень, бабочка “павлиний глаз”.

6) Минутка для любознательных. Учитель предлагает дать дополнения к отгаданным загадкам. Это должны быть сведения необычные, мало известные учащимся. Например:

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле в это время со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь в полусне облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Лиса – прекрасный охотник. Она выходит на охоту в сумерки, подкрадывается к добыче неслышно и незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Уничтожая мышей на полях (мышкуя), она приносит тем самым большую пользу, охраняя озимые посевы.

7) Работа в группах. Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания по схеме: растение – травоядное животное – хищное животное. Результаты работы обсуждаются всем классом.

8) Рассказ учителя на тему: “ Разнообразие животных”. Рассказ сопровождается показом иллюстративного материала (рисунков, фото, слайдов). Объяснение учителя может быть заменено чтением текста учебника: Фауна (так называют мир животных) очень разнообразна. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь.

Вот животные одноклеточные – амеба, например. Их тело состоит всего из одной клетки. Большинство животных – многоклеточные, их тело состоит из множества клеток (все звери, например), которые связаны между собой. Одни клетки “отвечают” за движение, другие – за питание и т. д.

Есть ещё один важный признак, который позволяет разделить животных на две группы: беспозвоночные и позвоночные. Например, насекомые относятся к беспозвоночным животным, а рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, звери – к позвоночным.

Изучая животный мир с глубокой древности, люди создали науку – зоологию. Ученые-зоологи разделили животных на классы по особенностям жизни, общим чертам строения и поведения. Основные классы, которые вы будете изучать в школе, это насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Учитель. А теперь разрешите спор двух школьников:

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное, да и бабочка – насекомое, а не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает, что все, кто движется, питается, растёт, даёт потомство, то есть живёт, относятся к животным.

Кто из детей прав?

Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию и приходят к выводу, что прав Егор.

4. Минутка рефлексии

Каждый учащийся старается сам себе ответить на вопросы: “Что нового я узнал на этом уроке?”, “Захотелось ли мне прочитать дополнительную литературу по этой теме?”.

5. Знакомство с выставкой книг

Учитель рассказывает о книгах, которые представлены на классной выставке, посвящённой изучаемой теме.

6. Домашнее задание

Заполнить таблицу:

Группа животных Роль животных этой группы в природе