Цель: подготовка детей к школьному обучению
Задачи:
- формирование эмоционально положительного отношения к занятиям;
- установление групповых правил проведения развивающих занятий;
- формирование положительного отношения детей к школе;
- развитие произвольности психических функций, в частности внимания;
- развитие произвольности поведения детей.
Возраст: старший дошкольный возраст, дети 6 – 7 лет.
Форма проведения: групповое занятие.
Методы работы:
- словесные,
- практические,
- наглядные.
Материальная база:
- листы картона А5, каждый лист разделен на 6 ячеек, на каждого ребенка;
- картинки со школьными правилами, оформленные в виде книги или папки с изображениями на ней школьных правил и атрибутов;
- цветные карандаши.
Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей – вводной, основной, заключительной.
Вводная часть включает в себя приветствие и создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Основная часть состоит из трех этапов – знакомство со школьными правилами, игра на развитие внимания, принятие групповых правил. В заключительной части подводятся итоги занятия, ритуальное прощание.
Ход занятия
Вводная часть
Игра “Круг приветствия”
Педагог здоровается со всеми детьми, приглашает всех встать в круг и поздороваться особенным образом, показывая как это сделать. Взрослый является активным участником занятия.
Педагог здоровается с ребенком (своим соседом в кругу), соединяя свои ладони с ладонями ребенка, говоря приветственные слова и называя его по имени: “Здравствуй …(имя ребенка); ребенок в ответ говорит приветственные слова: “Здравствуйте …(имя отчество педагога). Далее этот ребенок передает таким же образом привет своему соседу, и так далее, дети здороваются друг с другом по кругу; последний ребенок здоровается с педагогом, приветствие заканчивается.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Дети стоят в кругу, педагог предлагает детям поделиться друг с другом хорошим настроением:
- А теперь ребята предлагаю вам поделиться своим хорошим настроение со своими друзьями. Для этого, надо закрыть глаза и представиться себе что-то очень хорошее, что вы любите или что вас очень радует и поднимает настроение. Представили. Наше настроение стало хорошим. А теперь передайте мысленно свое хорошее настроение своим соседям справа и слева. Открывайте глаза.
Я желаю вам сегодня интересного занятия и отличного настроения!
Основная часть
Психолог объявляет начало занятия и приглашает детей сесть за столы, объявляет тему занятия.
“Знакомство со школьными правилами”
- На нашем сегодняшнем занятии мы будем знакомиться с некоторыми школьными правилами.
Правила – это главные помощники для школьников, они помогают ученикам понять что, когда и как нужно делать в школе.
А мы же с вами готовимся стать школьниками? И наверно нам будет очень полезно узнать школьные правила и научиться соблюдать их уже на наших занятиях!
Далее психолог знакомит детей с правилами, оформленными в виде книги или папки с изображениями школьных правил и атрибутов.
- Вот ребята это книга школьных правил. Её, всего на один день нам дали школьники. Правила здесь записаны в стихах. Сейчас мы с ними познакомимся.
Психолог достает из книги по очереди картинки с изображением правил. Зачитывает каждое правило, рассматривает и обсуждает его с детьми. Картинки с правилами прикрепляет на доску.
Первое правило:
- “В школе “здравствуй” говорят, и с улыбкой дарят взгляд”.
Второе правило:
- “До звонка ты приходи, и порядок наводи. Лишь только прозвенит звонок, начинается урок”.
Третье правило:
- “Чтоб новому научиться нужно, потрудиться. На уроке тишина, учителя внимательно слушай тогда”.
Четвертое правило:
- “На уроке ждут ответ. Кто-то знает, кто-то нет. Отвечает только тот, кого учитель назовет”.
Пятое правило:
- “Друга зря не беспокой, береги его покой. Если хочешь отвечать руку нужно поднимать”.
Шестое правило:
- “Вот звонок на перемену. Приготовься отдыхать и с друзьями поиграть”.
- Вот мы с вами и познакомились с некоторыми школьными правилами. Понравились вам школьные правила? Мы принимаем их для занятий в нашей группе? Отлично! Теперь на наших занятиях мы будем стараться соблюдать эти правила.
Игра “урок и перемена”
- Предлагаю вам немного отдохнуть, и поиграть в интересную игру называется она “урок и перемена”. Если я скажу слово “урок” вы присядете на корточки, если “перемена” встаете прямо.
Психолог проводит игру. Повторяет три – четыре раза поочередно и хаотично слова “урок” и “перемена”. Далее добавляет к словам прилагательные - “интересный урок”, “веселая перемена”, повторяет четыре – пять раз, и начинает путать детей, меняя прилагательные - “веселый урок”, “интересная перемена”. Затем добавляет еще по прилагательному “тихий, интересный урок”, “веселая, шумная перемена” и продолжает путать детей. Дети должны быть внимательными и не перепутать действия.
- Поиграли! Теперь присаживайтесь за столики.
“Принятие групповых правил”
- Ребята нам сегодня нужно отдать книгу правил обратно в школу, но тогда мы можем забыть эти правила? Как же нам быть? (Ответы детей)
Психолог предлагает детям оформить правила в виде индивидуальные карт со сводом групповых правил. Каждому ребенку психолог раздает прямоугольный лист картона, разделенный на шесть ячеек, в которых ребенок будет изображать принятые правила.
- Мы можем сделать себе карты-подсказки, на которых мы изобразим все эти правила. Сейчас вы получите карты, которые разделены на шесть квадратиков, в каждом из них мы нарисуем по одному правилу. Только нарисуем мы их необычно, а схематично.
- Давайте посмотрим на каждое правило и подумаем, как мы можем их изобразить.
Далее психолог обсуждает и изображает с детьми каждое правило.
- Первое правило: “При встрече надо здороваться и улыбаться друг другу”. Это правило можно изобразить в виде двери и схематичного рисунка лица (овал лица, глаза, нос, рот и брови), или двух схематичных рисунков лица.
- Второе правило: “Готовиться к занятию нужно заранее, после звонка начинается урок”. Это правило можно изобразить в виде звонка и тетрадки с ручкой.
- Третье правило: “Чтоб узнать, что-то новое нужно внимательно слушать педагога на занятии”. Это правило можно изобразить в виде схематичного рисунка лица, нарисовав и выделив на нем уши.
- Четвертое правило: “Когда говорит один, остальные молчат”. Изображаем это правило в виде трех схематичных рисунков лица, у первого рот изображен в виде объемной улыбки, у двух последующих в виде дуги.
- Пятое правило: “Если хочешь на занятии ответить, надо поднять руку”. Нарисовать это правило можно в виде схематичного изображения человека (голова – круг; ноги, руки и туловище – линии) с поднятой рукой.
- Шестое правило: “После занятия можно поиграть и пообщаться с друзьями”. Это правило можно изобразить в виде звонка и трех схематичных человечков, руки которых прикасаются друг к другу.
- Отлично вот мы и создали свои групповые правила, правила будущих школьников. Эти карточки - правила теперь есть у каждого из вас, и мы будем их брать на каждое занятие, и стараться соблюдать эти правила, которые помогут нам стать настоящими школьниками!
Заключительная часть
Далее психолог с детьми подводит итоги занятия, прощается.
- Ребята о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей). Давайте еще раз повторим правила, которые мы узнали и приняли. Что сегодня вам было трудно делать? (Ответы детей) А что вам понравилось на нашем сегодняшнем занятии? (Ответы детей)
- Наше занятие подходит к концу. Давайте вместе попрощаемся.
Психолог предлагает детям встать в круг. Взяться за руки улыбнуться друг другу и пожелать хорошего дня и настроения.
- Желаю вам отличного настроения. Спасибо, до встречи!