Пояснительная записка
Изучение истории изобразительного
искусства способствует развитию
целенаправленного и осмысленного познания
окружающего мира. Поэтому так важно заложить
теоретическую основу для такого познания. Это
является претворением в жизнь
системно-комплексного подхода в обучении,
который способствует развитию полноценной
личности с твёрдыми нравственными установками.
Программа рассчитана на учащихся профильного
класса. Она построена таким образом, чтобы её
освоение было доступным как для учащихся с
предварительной подготовкой (окончивших
основной уровень обучения), так и для учащихся,
такой подготовки не имеющих.
В старшем школьном возрасте учащиеся уже владеют
сравнительно объёмным багажом знаний, образов,
опытом интерпретаций. Необходимо дать им
набор инструментария для того, чтобы соотнести
общечеловеческий опыт в области
изобразительного искусства с собственным
опытом, систематизировать и обобщить свои
знания.
Основной упор в программе сделан на развитие
способности учащихся анализировать
произведения искусства, выявляя характерные
черты той или иной художественно-исторической
эпохи, опираясь на особенности восприятия
искусства в различные исторические
промежутки. Затрагиваются такие категории
как системы пространственных построений,
характер изображения, его направленность,
отношение к изображению, восприятие картинной
плоскости, значение выразительных средств
(рисунка, цвета и т.д.) в произведении.
Принципиально новым в этой программе является
то, что учащиеся не просто ведут конспективные
записи. Их основная работа заключается в
составлении сравнительных таблиц к изученным
темам (самостоятельно и при помощи
преподавателя). Таким образом, в процессе
сравнения и сопоставления художественной формы
произведений и проведения временны?х параллелей
происходит формирование субъективного мнения,
основанного на объективных знаниях и личном
опыте. Благодаря этому реализуется личностный
компонент в обучении. Поэтому к концу учебного
года учащиеся будут иметь систематизированные
знания, заключённые в краткие и ёмкие по
содержанию тезисы, включённые в таблицы.
Подбор тем и их группировка обусловлены целевой
установкой и задачами программы. Во внимание
принимались только те события в художественной
жизни человечества, которые каким-то образом
повлияли на восприятие изобразительного
искусства вообще и на характер картинного
изображения в частности.
Программа является органической частью всей
системы художественного образования и
эстетического воспитания учащихся. Ее
учебно-тематический план (Приложение
1) и содержание (Приложение
2) связано с предметами художественного
(рисунок, живопись, композиция) и
общеобразовательного цикла (история,
обществоведение, МХК). При написании программы
использовались материалы книги «Искусство
видеть: О творческих способностях восприятия, о
языке линий и красок и о воспитании зрителя»
Сергея Даниэля [1,3] и материалы газеты
«Искусство» [1,6].
Цель программы: формирование личности учащегося, способной к эмоционально – ценностному отношению к окружающему миру и потребностью осознанного общения с произведениями искусства.
Задачи:
- научить учащихся владению специальной терминологией по темам и умению свободно применять термины и понятия в речи;
- сформировать и систематизировать у учащихся понятия об изучаемой художественно-исторической эпохе, стиле и направлении;
- способствовать осознанию роли и места человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития;
- научить выявлять, анализировать и сравнивать характерные черты в искусстве различных эпох и соотносить их с личным опытом;
- создать предпосылки для эстетического и нравственного воспитания учащихся.
Средства обучения
- ТСО – компьютер, проектор/телевизор;
- Иллюстративный материал (подбор репродукций к темам, таблицы);
- Электронные материалы (презентации и слайды, тематические DVD-фильмы по искусству);
- Материалы на бумажных носителях (учебники, газеты, другая специальная литература по истории изобразительного искусства, МХК).
Методические рекомендации
Согласно утвержденному учебному плану
программой предполагается проведение одного
одночасового занятия в неделю. Занятие
проводится в малой группе от 5 человек.
Содержание программы учитывает возрастные
особенности учащихся, а именно
психофизиологические особенности старшего
школьного возраста – 15-17 лет.
Характер занятия диктуется его местом в
содержании программы и основан на сочетании
групповых и индивидуальных форм обучения.
Основной метод группового обучения,
предложенный программой, –
объяснительно-иллюстративный. По усмотрению
преподавателя он может проходить в форме беседы,
лекции, просмотра и обсуждения иллюстративного и
видеоматериала. При обсуждении рекомендуется
применять метод наводящих вопросов. При этом
очень важна корректная постановка вопросов,
которые должны стимулировать активную
познавательную деятельность со стороны
учащегося, реализуя тем самым
проблемно-поисковый и проектный методы в
обучении. Реализации этих принципов
способствует самостоятельный поиск информации и
выполнение заданий по составлению сравнительных
таблиц. При выявлении знаний уместно применение
метода фронтального опроса. Индивидуальные
формы обучения проводятся в виде помощи учащимся
при выполнении практических заданий и их
проверки и обсуждения.
Практические задания служат для закрепления и
более полного усвоения учебного материала. Они
реализуют деятельностный подход и нужны для
активного вовлечения учащихся в процесс
обучения. При этом часть заданий может
выполняться в виде домашней работы.
Требования к уровню подготовки учащегося
Требования к учащемуся, прошедшему курс
предмета «История изобразительного искусства»,
предлагаемый данной программой:
иметь представления
- о художественно-исторических эпохах, стилях и направлениях;
- о роли и месте человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития;
- о развитии восприятия искусства и композиционного видения в изобразительном искусстве;
- о творчестве художников различных эпох, особенностях их творческого метода;
- о составлении сравнительных таблиц, планов схем;
- об основах анализа произведения искусства;
уметь
- свободно оперировать понятиями и терминами, включенными в программу;
- выявлять стилевую принадлежность произведения искусства и соотносить с художественно-исторической эпохой;
- анализировать произведение искусства, выявляя его выразительные и изобразительные свойства;
- воспринимать, анализировать и сравнивать характерные черты, свойственные искусству изученных эпох;
- составлять сравнительные таблицы, планы и схемы.
Формы контроля
Основными методами контроля являются: выявление знаний учащихся в ходе беседы и обсуждения, проверка домашнего задания и практической работы. В конце года предполагается сдача экзамена в тестовой форме. Тест должен содержать различные задания, включающие прямые ответы на вопрос, выбор правильного ответа из предложенных вариантов, составление анализа произведения искусства, работа с иллюстративным рядом. Одним из вариантов может быть заполнение сравнительной таблицы, подобной тем, которые были составлены в течение года.
Список литературы
для преподавателя:
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1984.
- Даниэль С. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / Сергей Даниэль. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 206 с.
- Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с., 32 с. ил.: ил.
- Паранюшкин Р.В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов н/Д: издательство «Феникс, 2001. – 80 с.: ил.
- «Искусство» /Подшивка журнала за 2006-2011 гг.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. – М., 1980.
- Солодовников Ю.А, Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ и методических материалов: 6-11 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
- Программы для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. Мировая художественная культура: Факультативный курс. 5-9 кл.; Курс для школ и классов гуманитарного профиля. 10-11 кл. / сост. Г.И.Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 191, [1]с.
- Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. О.Е. Наделяева. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 198 с.
для учащихся:
- Белов А.М., Вязовикина К.А., Данилова А.А. и др. Искусство: научно-популярное издание для детей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 416 с. – (Современная школьная энциклопедия).
- Гримшоу К. Искусство / Серия «Мозаика знаний» / Пер. М.Смирнова. – Отпечатано в Словакии. 32 с., цв. ил.
- Дмитриева Н.Н. Краткая история искусства в 2-х томах (любое издание).
- Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб./Т.В.Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 368 с.: ил.
- Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней) / Сост. И.Г.Мосин. – СПб: ООО «СЗКЭО» «Кристалл», 2006. – 192 с., ил.
- Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. Учеб. для 6, 7, 8 классов общеобразоват. учреждений / Ю.А. Солодовников. – М.: Просвещение, 2007
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. – 2-е изд.., испр. / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. М.: Аванта +, 2000. – 688 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. М.: Аванта +, 2000. – 656 с.: ил.