Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемый результат: обучающиеся формулируют правила нахождения числа, обратного данному и применяют их при решении заданий.
Цели и задачи: ввести понятие взаимно обратных чисел; создать на уроке условия, при которых обучающиеся формулируют правила нахождения числа, обратного данному и применяют их при решении заданий; продолжить формирование предметных и метапредметных УУД:
- навыков умножения обыкновенных дробей и смешанных чисел;
- навыков рационального счета;
- навыка самопроверки, взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие логического мышления, умения выдвигать гипотезу;
- развитие устной и письменной математической речи;
-навык работы в парах, общения, уважительного отношения к одноклассникам;
-проверить первичный уровень усвоения и применения правил нахождения числа, обратного данному;
- прививать интерес к математике;
Оборудование: проектор; презентация; раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. (слайд 2)
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Но, вначале мы проверим
Все готовы ли к нему?
Если есть на вашей парте
И учебник и тетрадь
Есть пенал и есть дневник –
Вы прилежный ученик.
Ну, а, ели что забыли
Вы достать на этот раз –
Доставайте не ленитесь
И, притом, поторопитесь!
2. Актуализация знаний. (слайды 3–5)
Фронтальная работа:
1. Обучающиеся устно отвечают на вопросы:
- Как умножить дробь на натуральное число?
- Как выполнить умножение обыкновенных дробей?
- Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?
- Как выполнить умножение смешанных чисел?
2. Представить смешанное число в виде неправильной дроби (слайд 4)
3. Выполнить умножение смешанного числа на натуральное (слайд 5)
3. Изучение нового материала. (слайды 6–12)
Предлагается самостоятельная работа:
Найти произведения (слайд 6)
5 * ; * ; 3 * ; 0,2 * 5; 2,5 * 0,4.
После выполнения вычислений обучабщиеся отвечают на вопросы:
Что можно сказать о результатах вычислений? Как можно назвать такие числа?
Вводится определение взаимно обратных чисел (слайд 7)
Устная работа (слайды 8 – 9)
Обучающиеся формулируют правило как найти число, обратное данному (слайд 10)
Учитель предлагает проблемный вопрос (слайд 11).
А, как найти число обратное десятичной дроби, например, 2,5 или 2,51? Может быть мы с вами сформулировали ещё не все правила?
Обучающиеся находят выход из данной ситуации.
Устно отвечают на вопросы (слайд 12)
Физминутка (слайд 13)
А теперь тихонько встали,
Ручки вверх свои подняли,
Вниз тихонько опустили,
Спинки медленно прогнули,
Наклонились, улыбнулись
На места свои вернулись.
Будем дальше мы решать
И науку постигать!
4. Закрепление материала.
Закрепление материала происходит посредством выполнения следующих заданий:
Найдите значение произведения (слайд 14)
Решите уравнения (слайд 15)
5. Проверка полученных знаний.
Предлагается проверочная самостоятельная работа (на карточках) с последующей взаимопроверкой (слайды 16–18)
1 вариант 1. Найди число, обратное данному: ; 1; 4; ; 1,5. 2. Найди значение произведения: * 2 * ; 4 * 1 * . 3. Реши уравнение: 17 X = 1 |
2 вариант 1. Найди число, обратное данному: ; 1; 5; ; 0,5. 2. Найди значение произведения: * 3 * ; 5 * 2 * . 3. Реши уравнение: 16 X = 1 |
6. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 19)
Обучающиеся подводят итоги работы и отвечают на предложенные вопросы.
7. Домашнее задание. (слайд 20)
Дифференцированное домашнее задание для тех, кто:
- выполнил все задания верно или допустил только одну ошибку – п. 16, №585
- допустил несколько ошибок – п. 16, №578; 579