Развитие мелкой моторики как основа игры на музыкальных инструментах

Разделы: Музыка


Цель методического сообщения – показать необходимость развития мелкой моторики.

Задачи – сформировать и отработать моторные навыки, которые создают хорошие предпосылки для развития умения играть на музыкальном инструменте, на раннем этапе обучения детей в возрасте 5-6 лет.

Что же такое “моторика”? “Мотто…” – от лат. Motor – приводящий в движение. Моторика – развитие движения мелких мышц пальцев, приводящих в движение импульсы, повышающие работоспособность головного мозга. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Развивать мелкую моторику – это развивать движения пальцев рук. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, заниматься на музыкальных инструментах. А также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развивая мелкую моторику занимаясь пальчиковой гимнастикой, мы укрепляем пальцы ребенка, они становятся более крепкими и цепкими, это важно при игре на музыкальном инструменте. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что ребенок, при игре на инструменте использует две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки. Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности (пальчиковая гимнастика);
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку;
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;
  • рисование;
  • эастегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.

Развивать сенсорику – это развивать формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, звуке, положении в пространстве. Развивать сенсомоторную координацию - это развивать согласованные действия рук, зрения и слуха. С помощью зрения и слуха ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Выдающийся отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал, что “ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Этого мнения придерживаются многие современные специалисты. Но еще во II веке до н.э. в древнем Китае было известно влияние мануальных действий (действий рук и пальцев) на развитие мозга человека: игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Чем же обусловлена такая связь? Дело в том, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади, к тому же она близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Каждый палец руки имеет свое “представительство” в коре больших полушарий мозга, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга и предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие. Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга. Работа В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Ребенок, впервые приходящий в класс музыкальной школы обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них важными для обучения на музыкальном инструменте являются, в первую очередь, скоординированные движения плеча, предплечья и, кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Поэтому очень важно научить юного музыканта выполнять самостоятельные изолированные движения пальцев и свести до минимума вредное в данном случае воздействие хватательного рефлекса. Для того чтобы научить ребенка играть на инструменте необходимо в первую очередь научить его контролировать движения пальцев. Начинать занятия с юным музыкантом необходимо с упражнений на тренировку движений пальцев левой руки (если ребенок занимается на струнных инструментах). Чередовать тренировку пальцев правой и левой рук, затем выполнять упражнения одновременно пальцами обеих рук (если ребенок занимается на клавишных инструментах).

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка - от 3 до 10 лет. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, мышление, внимание. Но положительных результатов нельзя получить до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, без напряжения. Поэтому роль стимула для получения положительных результатов играет формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук. Важную роль при игре на инструменте является четкое и осознанное движение пальцев на инструменте. Занимаясь с ребенком важно обратить внимание, насколько разными бывают прикосновения подушечек пальцев, когда подушечки пальцев правой руки касаются подушечек пальцев левой руки, это могут быть поглаживания, постукивание с задержанием или постукивание с отскоком и т.д. Прикосновение пальцев со струной или с клавишей необходимо связать со слуховым и зрительным восприятием. Посмотреть с ребенком, куда нужно поставить пальчик и насколько длинным должен быть звук. Все упражнения на начальном этапе обучения выполняются со словами, это может быть просто ритмический рисунок или детская попевочка, которую нужно прохлопать в ладоши, затем отстучать каждым пальчиком по поверхности стола, после чего ребенок с легкостью исполнит попевочку на инструменте. Все эти занятия помогают развивать моторику, координацию движений и артикуляцию. Перед тем как приступить к занятиям следует обратить внимание на несколько конкретных советов. Они несложные, но важные:

  1. занятия не должны быть слишком длинными. Оптимальное время для детей 5-6 лет 20-30 мин., а 7 лет 30-35 мин.;
  2. сформировать у ребенка интерес и устойчивое положительное отношение к нему;
  3. занятие должно восприниматься ребенком как игра;
  4. все упражнения на занятии должны выполняться в медленном темпе;
  5. указания должны быть спокойными, доброжелательными;
  6. постараться каждый раз найти, за что похвалить ребенка;
  7. усложнять задания постепенно от одного занятия к другому;
  8. после каждого упражнения пальчиковой гимнастики необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями);
  9. каждое упражнение желательно сопровождать веселыми стихами, которые помогают снять моральное напряжение и напряжение с губ, а также формировать и совершенствовать чувство ритма;
  10. учитывать эмоциональный настрой ребенка;
  11. не забывать о своем настроении, выразительности, интонации и мимике.

Если все это учитывать при подготовке и проведении занятий, то успех обязательно придет, пусть не сразу, а постепенно, даже если ребенок не сразу включается в работу, а будет первое время пассивным слушателем.

Все задания должны быть сформированы таким образом, чтобы вызвать у ребенка интерес. Такие занятия должны помочь детям осваивать новые формы, способы, материалы и инструменты и развивать моторные навыки. Во время уроков с детьми в возрасте 5-6 лет важно чередовать пальчиковую гимнастику и практические занятия на инструменте.

Разминка. Разминка помогает, и разогреть руки ребенка перед занятием на инструменте, и ввести его в игровую ситуацию, и подвести к теме занятия. Надо только “связать” конец разминки с последующим занятием. Важно умело чередовать разминку с практической частью занятий на инструменте. Сама разминка включает в себя:

  • пальчиковую гимнастику;
  • упражнения на ритмичность;
  • гимнастику на кисти рук;
  • физкультминутки;

Практическая часть занятия способствует развитию основных движений, навыков игры на инструменте. Дети учатся правильно ставить пальцы на гриф и прижимать струны, или прикасаться к клавишам и извлекать звук. В результате проделанной работы на начальном этапе пальцы двигаются свободно, и ребенок осознано контролирует свои мышечные движения при исполнении произведения.

Список использованной литературы.

  1. Рябова В.А. “Формирование основ двигательной техники левой руки у учащихся в классе домры”. – М., 1988.
  2. Цвынтарный В. “Играем пальчиками и развиваем речь”. – СПб., 1999.
  3. Савина Л.П. “Пальчиковая гимнастика”. – М., 1999.
  4. Немов Р.С. Психология. – М., 2003.