Цель: поднятие профессионального престижа педагогов дошкольного образования в глазах родителей воспитанников ДОУ.
Задачи:
- ознакомление родителей с понятием “имидж”, “престиж” и психологическими аспектами восприятия другого человека в контексте его деятельности;
- снятие эмоционального напряжения посредством открытого обсуждения негативного имиджа воспитателя, сложившегося в средствах массовой информации, и негативного опыта, пережитого самими родителями в период дошкольного детства;
- обсуждение особенностей восприятия родителями негативных и позитивных высказываний детей о своих воспитателях;
- информирование родителей о роли отрицательных эмоций в обеспечении выживания человека как биологического вида;
- обсуждение позитивного опыта, пережитого самими родителями в период дошкольного детства;
- ознакомление родителей с положительными образами воспитателя, появляющимися в средствах массовой информации.
Имидж (от англ. Image — “образ”, “изображение”, “отражение”, “идол”) — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
Имидж создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Предлагаю провести маленький эксперимент, чтобы убедиться в силе того влияния, которое оказывает на нас существующий в нашем сознании образ некоторых профессий.
Игра “Ситуации”
Всем участникам предлагается рассчитаться на 1-2-3 и разделиться на три группы: в первую группу войдут все, кто оказался под номером “1”, во вторую группу – все под номером “2”, в третью – все под номером “3”.
Каждой группе дается для обсуждения одна из трех ситуаций:
1. врач в грязном халате рассказывает о необходимости соблюдения личной гигиены;
2. парикмахер с сальными волосами рассказывает, как ухаживать за волосами, чтобы они выглядели здоровыми и красивыми;
3. тренер, во время спортивного занятия с детьми одетый в классический костюм, жалуется вам на вашего ребенка, которому не удается выполнить какое-то упражнение.
Участники каждой группы должны составить общее представление о чувствах, возникающих при общении с представителем доставшейся им профессии, в контексте описанной ситуации. Когда группы будут готовы к презентации своего мнения, представители от каждой группы зачитывают, доставшуюся им ситуацию и отвечают на вопросы:
- Вызывают ли доверие слова, сказанные таким профессионалом?
- Что хочется ответить или посоветовать ему?
- Как должны были бы выглядеть эти профессионалы, чтобы у нас возникло желание следовать их советам?
Если у членов других групп есть дополнения и предложения по обсуждаемым ситуациям, им дается возможность высказаться.
После обсуждения всем предлагается занять свои места.
Предлагаю сыграть еще в одну игру.
Игра “Ассоциации”
Нужно быстро назвать профессию, которая ассоциируется с определенными понятиями:
- магазин,
- больница,
- школа,
- детский сад.
Результат этого простого упражнения доказывает, что центральная фигура в детском саду – воспитатель: именно он, находясь в постоянном взаимодействии с детьми, отвечает за их благополучие и безопасность, формирует эмоциональный фон группы, стимулирует познавательное и социальное развитие детей.
- Насколько важными представляются вам эти функции воспитателя?
- Нужно ли вашим детям все вышеперечисленное? (Обсуждение.)
Мы подошли с вами к обсуждению понятия “престиж”.
Престиж [лат. praestigium — иллюзия, обман чувств] — мера признания обществом заслуг индивида: результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. (А.В. Петровский)
Упражнение “Два образа”
Насколько престижным вам кажется соответствовать одному из этих образов? (Обсуждение.)
Рисунок 1
Рисунок 2
А теперь представим такую ситуацию: вы приводите своего ребенка в детский сад, ребенок не хочет расставаться с вами, выходит воспитатель и, желая помочь вам, говорит ребенку: “Пойдем, мой хороший, сейчас будем играть в веселую игру! Скорее переодевайся!” Только выглядит ваш воспитатель как на рисунке 1.
Что вы почувствуете?
Поверите ли вы, что эта женщина в стильном платье, на высоких каблуках, сейчас действительно будет весело играть с вашим малышом, бегать, прыгать, ползать на четвереньках? (Обсуждение.)
А сейчас те же слова произносит человек, выглядящий вот как на рисунке 2.
Что вы чувствуете?
Поверите ли вы, что она сейчас действительно будет весело играть с вашим малышом? (Обсуждение.)
Вот мы и столкнулись с противоречием между престижем и имиджем профессии воспитатель!
С одной стороны, в контексте своей профессиональной деятельности, чтобы вызывать доверие родителей к своим словам, воспитателю необходимо одевать и обувать удобную для активного движения одежду и обувь, другими словами, выглядеть так, как выглядим мы с вами во время генеральной уборки своего дома, т.е. совсем-совсем непрестижно.
С другой, по сложившейся в нашем обществе шкале ценностей, где дети занимают одно из первых мест, профессия воспитателя, по своим социально значимым характеристикам, должна бы являться одной из самых престижных и уважаемых. Но это далеко не так.
Имиджмейкерами воспитателя являются дети, так как именно на основании их оценок и высказываний, в основном эмоционального характера, формируется в психике их родителей образ человека, который работает в детском саду. Хотя, на этот образ, конечно же, оказывают влияние и личные воспоминания родителей о годах, проведенных в детском саду, и образ воспитателя, существующий в средствах массовой коммуникации.
Просмотр м/ф “Случай в детском саду” (Приложение 1), отрывка из м/ф “Конфликты и контакты” (Приложение 2).
Поднимите руки те, у кого с детства остался негативный осадок от посещения детского сада. Можете ли вы поделиться с нами и рассказать свою историю?
Поднимите руки те, чьи дети не хотят ходить в детский сад. Какие жалобы чаще всего вы слышите от своих детей?
Можно ли детям, собранным в большую группу, предоставить полную свободу действий? К чему это может привести? (Обсуждение.)
Образ любого человека, довлеющего над другим, всегда будет вызывать смешанные чувства: с одной стороны раздражение (“Ну сколько можно?”), с другой – обреченность (“Иначе нельзя!..”), с третьей – признательность (“Он делает то, что должен делать я!”).
Заметьте, что признательность наступает значительно позже, чем предыдущие отрицательные чувства.
Так сложилось исторически, что отрицательные эмоции сыграли большую роль в биологическом выживании человека, чем положительные. Человек, находящийся в состоянии радости, благодушия, расслабленности, всегда представлял собой более легкую добычу, чем настороженный, недоверчивый, готовый к агрессивным действиям человек, находящийся под воздействием отрицательных эмоций страха и гнева.
Готовность психики на отрицательные эмоции при восприятии образа воспитателя гораздо выше, чем на положительные. Этим можно объяснить высокий уровень доверия родителей к негативным словам своих детей о пребывании в детском саду, даже когда родитель сам замечает, что ребенок часто преувеличивает, и даже имеет склонность привирать.
Но если мы обратимся к своей памяти, то вспомним, что и мы и наши собственные дети, пережили в детском саду много позитивного опыта.
Поднимите руки те, кто может вспомнить что-то веселое, доброе, интересное из своего опыта посещения детского сада. Можете ли вы поделиться с нами и рассказать свою историю?
Мне было очень приятно сделать замечательное открытие, что в средствах массовой информации существует образ воспитателя, который несет в себе положительный эмоциональный заряд.
Просмотр м/ф “Как Петя Пяточкин слоников считал” (Приложение 3).
Хочу пожелать вам успешного преодоления всех негативных установок по отношению к профессии воспитателя, установления доверительного контакта с воспитателями ваших детей. Помните, дети очень чувствительны к вашему эмоциональному состоянию и отношению, даже если вы молчите. Престиж профессии воспитателя, уважение к той значимой работе, которая возложена на его плечи, формируете вы – родители.
Помните, что вы во многом можете способствовать тому, что в памяти вашего ребенка останется светлый образ их воспитателя, например такой, как в этом стихотворении.
Все ушли ребята, смолкли голоса,
Звёзды засияли в темных небесах.
Мама на работе, мне привычно ждать,
С Лидией Ивановной некогда скучать.
Всё она умеет: красить, шить, лепить,
Учит ребятишек вместе дружно жить,
С ней мы мастерили кукол из травы,
Из бумаги тигры есть у нас и львы.
Каждое занятие у неё игра,
Лидию Ивановну любит детвора.
Посмотрю в глаза ей и скажу сейчас:
“Самая хорошая профессия у Вас”.
(В.И. Мирясова)