Цели:
1. Продолжать формировать представления детей об основных признаках зимы, умение называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных, дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам; воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
2. Развивать наблюдательность , память, мышление, воображение, речь.
3. Закрепить знания о форме, цвете, величине.
Материалы: картинки с изображением диких и домашних животных, панно “ Зимний лес”. Игрушки: зайчик, грузовик. Прямоугольник, круг, квадрат вырезанные из цветной бумаги, дощечки для лепки, пластилин оранжевого цвета, морковка для угощения.
Предварительная работа: беседы на темы: “Времена года”, “Дикие и домашние животные”, рассматривание картин. Дидактические игры: “Кто где живёт”, “Узнай по описанию”, “Какая форма”, “На что похоже?”, “Чудесный мешочек”, “Бывает – не бывает”.
Ход непосредственно образовательной деятельности
(Дети сидят полукругом )
В: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)
В: Как вы догадались, что на улице зима? (ответы детей)
В: Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес (вывешиваю панно “Зимний лес”).
В: Посмотрите как много деревьев в лесу, снега. Скажите, пожалуйста, кто живёт в лесу? (ответы детей)
В: У меня на столе разложены картинки с изображением разных животных (предлагаю детям выбрать животных, которые живут в лесу; дети по одному находят белку, лису, медведя, волка, зайца.)
В: Кто это? Расскажи про него (неё), где живёт? Какого цвета шубка и т.д. (кто не справляется, задаю наводящие вопросы)
(Когда ребёнок закончит рассказ, прикрепляю изображение этого животного на панно. )
В: Как оживился наш лес! Теперь в нашем лесу живёт много животных.
Посмотрите внимательно и скажите, кто из этих животных делает запасы на зиму? (ответы детей)
В: Кто зимой спит в берлоге? (ответы детей)
В: Какие животные охотятся на зайца? (ответы детей)
В: Какие животные к зиме меняют шубку? (ответы детей)
В: Лиса, медведь, волк, заяц, белка – это какие животные? (ответы детей)
В: Почему их называют дикими? (ответы детей)
В: Молодцы! А теперь давайте поиграем. ( предлагаю детям подойти ко мне)
Игра “Превращение”
В: Я превращу вас сейчас в медведей... (дети имитируют движения медведей)
В: В зайчиков... (дети имитируют движения зайчиков)
В: В лисичек... (дети имитируют движения лисичек)
Молодцы, как хорошо вы изображали животных, садитесь на стульчики.
Ребята, а вы загадки отгадывать умеете? (ответы детей)
Слушайте внимательно!
“Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса
А зовут её...” (ответы детей)
“Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну конечно, это ...” (ответы детей)
“Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный ...” (ответы детей)
“Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь лесной ......” (ответы детей)
Летом серый, зимой белый.....” (ответы детей)
В: Вот он какой (показываю игрушку зайца )
В: Что любит кушать заяц? (ответы детей)
В: Давайте мы сейчас для нашего зайчика и его друзей слепим много морковок и угостим их. Садитесь за столы.
В: Ребята, на что похожа морковка? (ответы детей).
В: Какого она цвета? (ответы детей).
В: Давайте вспомним как мы лепили морковку ( показываю приём раскатывания и сплющивания).
В: Повернитесь за столы и приступайте к работе ( по необходимости помогаю, складываю все сделанные морковки на тарелочку.)
В: Ребята, посмотрите, как много морковок у нас получилось, наш зайка такой довольный, хочет с вами поиграть.
Игра “ Зайка серенький сидит”
“Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Прыг – скок, поскакать,
прыг – скок, поскакать” (дети выполняют движения в соответствии с текстом )
В: Ребята, зайчику очень понравилось с вами играть, но он хочет что-то сказать, садитесь на стульчики ( прикладываю игрушку зайца к уху )
В: Ребята, зайчик говорит, что он не может унести столько морковок. Как же ему помочь? (ответы детей). Показываю грузовую машину (игрушку).
В: Назовите, что есть у машины? (ответы детей)
В: Посмотрите, у меня есть геометрические фигуры, назовите их. (показываю круг, квадрат, прямоугольник)
В: Кабина, на какую фигуру похожа? (ответы детей)
В: Кузов? (ответы детей)
В: Колёса? (ответы детей)
На мольберте выкладываю из геометрических фигур грузовик.
В: Что у меня получилось? (ответы детей)
В: У вас на столах лежат геометрические фигуры ( у каждого ребёнка фигуры определённого цвета) из которых вы на столе выложите грузовики.
Дети садятся за столы и начинают выкладывать, по необходимости помогаю, спрашиваю у кого какого цвета грузовик.
В: Молодцы, замечательные грузовики у вас получились, теперь зайка сможет всю морковку увезти и угостить своих друзей. Он говорит вам большое спасибо и хочет вас тоже угостить. (угощаю детей морковкой).