Паспорт проекта
Тип: информационно-творческий проект.
Участники: учащиеся 2 класса, их родители, педагог.
Срок реализации: один месяц (январь – февраль).
Актуальность.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная деятельность и творческая.
Для развития творческих способностей уже обучающихся в школе детей, важно понимание потребностей характерных для этого возраста. В первую очередь – это желание заслужить похвалу родителей, или любимого учителя. Такое стремление можно использовать как мотивацию к творческой деятельности. У ребенка, который увидит свой окончательный результат, появится желание к дальнейшей деятельности, появится настроение.
Данная тема представляет еще особую актуальность, так как настроение учащихся тоже играет большую роль в образовательном процессе. Испытывая “подавленное” настроение ученик не сможет в полной мере погрузиться в учебную и трудовую деятельность.
Наш информационно-творческий проект мы назвали “Такой разный Снеговик” и посвятили его дню Снеговика, который празднуется в России 28 февраля.
Цель (поставленная перед педагогом): Вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс.
Цель (поставленная перед детьми): Познакомиться с историей появления снеговика и научиться делать снеговика своими руками из различных материалов.
Задачи (поставленные перед учителем):
1. Развивать интерес у детей младшего школьного возраста к истории возникновения Снеговика через знакомство с традициями разных стран и русской народной культурой.
2. Формировать умение собирать, анализировать и представлять информацию, а также изготавливать Снеговика своими руками.
3. Способствовать развитию творческого потенциала детей и их родителей.
4. Содействовать укреплению связи школы и семьи.
Задачи (поставленные перед детьми):
1. Собрать краткую информацию о том, что символизирует снеговик за нашим окном и кто придумал этого зимнего красавца? Подготовить презентацию.
2. Найти стихотворения и сказки, посвященные снеговикам.
3. Подумать над подбором оборудования, инструментов, материалов.
4. Вместе с родителями работать над изготовлением изделия.
5. Создать выставку работ в классе.
Этапы реализации:
I этап (организационно-подготовительный):
- определение темы проекта;
- формулировка цели и разбивка на веер задач;
- привлечение родителей;
- поиск художественных произведений о снеговиках.
II этап (теоретический): изучение литературы, знакомство детей с историей возникновения Снеговика.
III этап (практико-ориентированный):
1-е направление – формирование знаний о разнообразии и назначении Снеговика через различные виды деятельности (игровую, речевую, театрализованную, музыкальную и т.д.).
2-е направление – изображение Снеговиков в процессе различных видов деятельности (совместной, самостоятельной).
3-е направление – демонстрация результатов деятельности всех участников педагогического процесса в форме выставки, презентации, праздника, конкурса и т.д., где изготовленные Снеговики играют главную роль.
Пути реализации проекта:
- оформление книжного уголка произведениями о Снеговиках;
- чтение художественных произведений о Снеговиках и разучивание стихов;
- просмотр мультфильмов, где главные герои – Снеговики;
- разучивание песни “Снеговик Антошка”;
- рисование Снеговика и художественное конструирование из различных материалов (лепка из пластилина, аппликация из бумажных салфеток и т.д.);
- создание презентации об истории возникновения Снеговика;
- организация выставки творческих работ детей и родителей “Такой разный Снеговик”;
- подготовка к празднику “День Снеговика”;
- защита проекта и награждение участников.
Работа с родителями:
- беседа с родителями “Знакомство с проектом”;
- совместная деятельность детей и родителей, направленная на изготовление Снеговика;
- совместный праздник “День Снеговика”;
- помощь в организации выставки “Такой разный Снеговик”.
Предполагаемый результат проекта.
Внешний продукт: выставка творческих работ “Такой разный Снеговик”.
Внутренний продукт: у детей младшего школьного возраста будет сформирован интерес к культуре своего народа; появится желание к дальнейшей деятельности.
Критерии оценки:
- качество проекта: наличие цели работы и задач, полнота раскрытия темы, оформление.
- оригинальность и законченность изделия, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.
Дальнейшее развитие проекта:
1. Приобщать детей к народной культуре через организацию праздников и проектов.
2. Формировать интерес у детей к другим объектам народной культуры путём использования современных информационных технологий.
Заключение.
Опыт работы над проектом позволяет быть уверенным в том, что проводимые в начальной школе семейные выставки, способствуют созданию атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества родителей, детей и педагогов, появлению новых семейных традиций и традиций класса.
Ценность полученных результатов заключается в том, что в ходе работы развиваются творческие, коммуникативные, организаторские способности, эстетический вкус, познавательные мотивы.
Презентация проекта
1 ученик (3 слайд). Какая зима – без снеговика?! Большие и маленькие, добрые и смешные, с морковками вместо носа и старым ведром на голове, появляются они во дворах, слепленные детьми и взрослыми.
Снег по улице метёт,
Вьюга песенки поёт.
Детвора кричит: “Ура!”.
Снеговик среди двора:
Вместо шляпы – старый таз,
Угольки на месте глаз.
Из морковки – старый нос,
Будто выкрасил мороз.
Ох, красив снеговичок –
Славный снежный мужичок!
2 ученик (4 слайд). Нас заинтересовал вопрос: “Что символизирует снеговик за нашим окном, и кому впервые пришло в голову слепить этого зимнего красавца?
3 ученик (5 слайд). Из разных источников информации мы узнали, что наших любимых, милых снеговиков в давние времена на Руси изображали огромными, злыми снежными монстрами. И не зря — ведь когда-то снеговиков считали спутниками зимы с лютыми морозами и вьюгами.
4 ученик (6 слайд). А другая христианская легенда рассказывает, что снеговики — это сошедшие с небес ангелы. Ведь снег — дар неба. А, значит, снеговик – не кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей.
5 ученик (7 слайд). Согласно древним преданиям, первый снеговик был слеплен знаменитым итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти в 1493 году. Само же слово “снеговик” пришло к нам из немецкого языка.
1 ученик (8-9 слайд). Традиционный снеговик, состоящий из трёх снежных шаров и носом–морковкой, появился в конце 19-го века. Тогда же он и подобрел. На Руси снеговик служил оберегом, который защищал дом, отводил от семьи злой глаз.
2 ученик (10 слайд). Работая над проектом, мы не только познакомились с историей появления Снеговика, но и выучили стихотворения, нашли и прочитали художественные произведения о снеговиках.
3 ученик (11 слайд). Посмотрели мультфильмы “Снеговик-почтовик”, “Когда зажигаются ёлки” и разучили песню “Снеговик Антошка”.
4 ученик (12 слайд). Мы научились рисовать снеговиков и делать аппликации из пластилина, бумажных салфеток и в технике оригами.
5 ученик (13 слайд). А ещё мы решили сделать Снеговика своими руками из подручных материалов, чтобы он служил оберегом для нашего дома круглый год.
1 ученик (14 слайд). И сегодня мы рады представить результат нашего совместного с родителями труда – выставку творческих работ “Такой разный Снеговик”.
2 ученик (15 слайд). Снеговики изготовлены в различных техниках из разнообразных материалов. И нет ни одного похожего!
3 ученик (16-23 слайды). Основой для создания снеговика могут служить белые нитки и воздушные шарики, ткань и синтепон, простая и гофрированная бумага, носочки и крупа, вата и пенопласт.
4 ученик (24 слайд). Когда мы увидели результаты своей работы, у нас поднялось настроение и нам захотелось рассказать об этом другим детям. Мы познакомили со своим проектом учащихся начальной школы и учителей.
5 ученик (25-27 слайды). 28 февраля в России отмечается День Снеговика. Этим праздником мы завершили работу над проектом.
Песня “Снеговик Антошка”