Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: находить корней полного квадратного уравнения через его “Дискриминант”.
Тип урока:“Открытия” нового знания.
Ресурсы: Учебник 8 класса “Алгебра” под ред.С.А. Теляковского. Компьютер, мультимедийный проектор. Презентация в PowerPoint: “Квадратные уравнения”.
На доске написаны слова “Могу” и “Хочу”. Что мы можем? И чего мы хотим?
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке через “Могу” и “Хочу”.
Учитель выделяет слово: “Могу”. (Что я могу?)
Учащиеся в тетрадях записывают число и классная работа.
Начинается этап повторения: учащимся предоставляются вопросы:
Вопрос: Какие виды квадратного уравнения мы знаем? После ответа Слайд 2.
Устная работа. На слайде 3 появляются уравнения:
Учитель предлагает учащимся классифицировать данные уравнения.
Классифицируя, учащиеся называют коэффициенты квадратных уравнений.
; | |
; | |
Ответы учащихся:
1. Неполные квадратные уравнения: ; ; ;; ; .
2. Приведенные квадратные уравнения: ; .
3. Полные квадратные уравнения: ; .
Ответы в таблице появляются на слайде 4.
Неполное квадратное уравнение | коэффициенты | Приведенное квадратное уравнения | коэффициенты | Полное квадратное уравнение | коэффициенты |
Учитель: Какие из этих уравнений мы умеем решать?
Неполные квадратные уравнения: Слайд 4.
Учащиеся устно комментируют свои ответы.
На слайде 5 появляется уравнение:
Учащиеся: выделить квадрат двучлена (не возникла трудности) илиони предлагают метод подбора корней. Решение уравнение записывается в тетрадь. Проверяют себя по слайду 5.
К уравнению (выделенным синим цветом) дети так же подсказывают квадрат разности двучлена и находят ответ.
На слайде 6 уравнение.
Вопрос “А как решается данное уравнение?”
После подробного разбора уравнения вместе с детьми, 1 ученик вслух выговаривает свои действия, учитель демонстрирует решение на экране. Учащиеся оформляют решение в тетради. Фиксируют ответ данного уравнения. Ответ: уравнение не имеет решений.
III. Актуализация знаний.
Этап предполагает создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
На 7 слайде уравнение .
Учащиеся: Полное квадратное уравнение: и предлагают выделить квадрат двучлена.
А каким образом, учитель показывает слайд 8.
Дети поняли, что не каждое уравнение решается выделением квадрата двучлена, в противном случае это приводит к громоздким преобразованиям.
IV. Места и причины затруднения.
. На слайде 8 уравнение высвечивается более ярким мигающим цветом.
Учащиеся увидели проблему! Значит, нужен другой способ!
V. Построение проекта выхода из затруднения. Этап предполагаетобдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.
Тема: Формула корней квадратного уравнения.
Вместе учителем учащиеся записывают тему урока.
Учитель подчеркивает слово на доске “Хочу”.
Учащиеся формулируют цели, задачи и план действий дальнейшего хода урока, учитель фиксирует их на доске.
Выдвинутая учащимися цель:
- Научиться решать полное квадратное уравнение вида ;
Задача: Как мы должны это сделать?
- Найти способ решения квадратного уравнения из учебника;
- применить найденный способ при решении уравнения вида .
План: Прочитав параграф из учебника, выделить основные моменты и формулу.
Применить формулу корней при решении квадратных уравнений.
VI. Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи; фиксацию преодоления затруднения.
Работа класса с учебником: параграф 22, стр. 116.
Разбор уравнения на слайд 6. и аналогичный пример из учебника со способом выделение квадрата двучлена учащиеся разбирают общее уравнение .
Учитель помогает и фиксирует на доске, учащиеся записывают вывод в тетрадь.
Выделяется выражение , которое называется дискриминантом квадратного уравнения: . Дети отмечают, что от знака дискриминанта зависит число корней уравнения.
Переход с 6 слайда на слайды 8 -10.
Итак, учащиеся фиксируют формулу корней квадратного уравнения.
Слайд 11.Слайд 12
Алгоритм решение квадратного уравнения :
1. Выделить коэффициенты;
2. Вычислить дискриминант по формуле .
Если , то уравнение имеет 2 корня:
.
Если , то уравнение имеет 1 корень: .
Если , то уравнение не имеет корней.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых примеров с их проговариванием во внешней речи.
На доске записывается уравнение:
, класс работает фронтально и следит за доской. По желанию 1 ученик демонстрирует решение на доске, проговаривая план действий.
Результат своей работы сравнивают с решением на слайде 13.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися уравнения с использованием нового способа действия.
, дети определяют коэффициенты, учитель записывает их на доске. Класс самостоятельно вычисляют дискриминант и приходят к выводу, что уравнение не имеет корней.
. Взаимопроверка. Учащиеся работают в паре.
IX. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает закрепление полученных знаний.
Целью и задачей урока были научиться решать уравнения вида . Учащиеся решают проблемное уравнение по алгоритму с взаимопроверкой. В случае необходимости учитель оказывает помощь.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Оценки.
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Рефлексия “Впечатление”
Учащимся предлагается задание: дополните предложения по вашему выбору:
- Сегодня на уроке.....
- Сегодняшний урок помог мне.....
Домашнее задание: параграф 22, стр. 116. № 534 ; 538.