Особенности работы над техникой в классе домры

Разделы: Музыка


Известно, что самые первые шаги обучения ребенка – самый ответственный этап, во многом определяющий всю будущую жизнь. Педагогическая практика показывает, что начиная с первых лет обучения игре на домре необходимо уделять внимание систематической работе над развитием техники двигательного аппарата.

Техника — это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, legato и различные виды staccato, а также динамические оттенки. В то же время для профессионального исполнения необходимо художественное видение произведения, поэтому, музыкальность должна идти рука об руку с техникой.

“Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания” - Г.Нейгауз.

Техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием. Ни то, ни другое неразрывно.

Хорошо продуманная и грамотно выстроенная система занятий подготовит музыканта к исполнению сложнейших произведений. Чем выше будут поставленные задачи, тем больше пользы извлечет исполнитель из работы над техническим материалом, ведь гаммы, упражнения и этюды – это только заготовки, детали будущего, и лишь высокие требования к качеству исполнителя превращают их изучение в работу, которая и способствует росту исполнительского мастерства.

Человек обладает совершеннейшим механизмом организации созидательный пальцевых движений – “хватательным” рефлексом руки, универсальным, осознаваемым и легко управляемым во всех диапазонах своего применения: от манипуляций мельчайшими предметами, до удержания тяжестей. При игре на домре, необходим его дифференцированный вариант - так называемая цепкость кончиков пальцев левой руки.

Техника левой руки при игре на домре состоит из движений пальцев (падение и подъем пальцев, скольжение, растяжений и сужение, движение большого пальца) и движений руки (плеча, предплечья, локтя и кисти).

Оба вида движений тесно связаны друг с другом, причем в следующей зависимости: перемещение руки с одного места на другое производится для того, чтобы обеспечить пальцам возможность естественного падения на струны в различных частях грифа.

Работа как левой, так и правой руки домриста теснейшим образом связана с такой исключительно важной задачей, как достижение качественного звука, овладение всеми нюансами и способами звукоизвлечения.

По высказыванию А.А. Александрова: “Струнные народные инструменты, особенно домра, требует при игре значительных мышечных усилий. При отсутствии умения экономично распределять их, неполадки в руках могут возникнуть быстрее, чем на любом другом музыкальном инструменте”.

Работа над гаммами.

Гаммы и арпеджио – важный и нужный тренировочный материал. В наше время изучение гамм и арпеджио можно разделить на два больших периода. Первый можно назвать ознакомительным. Игра гамм в это время преследует цели практического овладения инструментом и приспособления к нему, а также приобретения начальных теоретических знаний.

Гаммам на струнных инструментах свойственна позиционная игра. Умение слышать и играть в разных тональностях с разным количеством знаков, знание аппликатуры, хорошая смена позиций, красивый качественный звук, являются необходимой ступенью технического образования и способствуют развитию координации действий как левой, так и правой руки, а также овладению первичными навыками беглости.

Умение слышать и играть в разных тональностях с разным количеством знаков, знание аппликатуры, хорошая смена позиций, красивый и качественный звук, являются необходимой ступенью технического образования и способствуют развитию координации как левой, так и правой руки, а также овладению первичными навыками беглости.

Большинство детей не в состоянии добиться совершенного исполнения гамм и арпеджио. Однако определенные, пусть ограниченные задачи качества исполнения должны ставиться с самого начала. Эти первоначальные требования относятся к четкости и ровности звучания, к чистоте и красоте звука.

Главное в процессе работы над звуком – соединение звуков, нужно обязательно слышать не только продолжительность исполняемого звука, но еще и его соединение с последующим. Особенно трудно соединить звуки во время перехода с одной струны на другую при смене позиций. Необходимо как можно дольше держат палец на ладу исполняемого звука и не спешить с переходом на другой лад, выдерживая звук полностью.

Высказывание Т.И. Вольской в книге “Школа мастерства домриста” “Основной принцип при смене струн: кист не отводится в сторону, пальцы не сохраняют нажатие ладов во время исполнения начального тетрахорда. Они съезжают к мизинцу, приближая указательный палец к тому ладу, на который он должен упасть после смены струн. В нисходящем движении, мизинец подтягивается ближе к указательному, кисть не отводится в сторону”. При смене позиций требуется идеальная отработка двух основных моментов:

  • предварительный плавный замах предплечья левой руки и предваряющий смену пальцев перенос руки в новую позицию;
  • скольжение руки, выполняется на глубоком погружении пальца, прижимающего последнюю ноту предыдущей позиции. По мере приближения к новой позиции, нажим пальца ослабевает, следующий же палец, во время скольжения подводится ближе к подушечке скользящего пальца и подменяет его только тогда, когда вся рука уже заняла новую позицию. Сложность пластики движений при смене позиций – во владении гибкостью суставов, ведь работает вся рука от плеча до цепких подушечек скользящих пальцев”.

Добиваясь ровности ударов, необходимо следить за опорой мизинца на панцирь домры.

При игре сходящихся и расходящихся ударов на разных струнах (подцепы), мизинец не должен отрываться от панциря. Игра на смежных струнах и через струну, является одним из самых сложных движений правой руки. Главное в работе правой руки – экономичность и точность движений.

Всякое деление на периоды весьма условно. И все же можно утверждать, что второй период начинается тогда, когда гамма становится материалом для художественной работы. Это значит, что исполнитель готов поставить перед собой звуковые, темповые, тембровые, ритмические, динамические, артикуляционные задачи и способен их решить.

При игре гамм, не следует ограничиваться их разовым проигрыванием. Гаммы и арпеджио должны исполняться в едином темпе от начала и до конца. Игра гамм и арпеджио разными ритмическими группировками дает возможность развить независимость пальцев левой руки и их самостоятельность. Игра гамм дает возможность существенно улучшить качество звукоизвлечения медиатором.

Изучение гамм нужно начинать с Е-dur и A-dur, так как естественное положение пальцев левой руки в этих тональностях помогает лучше всего усвоить первую позицию.

E-dur

A-dur

Смену позиций нужно начинать с исполнения гамм на одной струне, так как при такой аппликатуре удобнее следить за скольжением руки по грифу. Затем следует перейти к смене позиций на смежных струнах.

 Смена первой и четвертой позиции

E-dur

При игре гамм не следует ограничиваться только известными аппликатурными и штриховыми вариантами. На основе гамм можно создавать различные упражнения, например:

Далеко не всегда упражнениям уделяют должное внимание. Упражнения – это элементарные технические формулы, с закодированными в них всевозможными видами техники и способами (приемами) звукоизвлечения. Упражнения приносят пользу лишь при условии правильного и точного их выполнения. Главным критерием правильной работы является качество звучания, поэтому начинать каждое упражнение нужно в таком темпе, при котором все моменты будут контролируемы, при этом следовать принципу - от медленного темпа к быстрому, и в обратном порядке.

Во время игры упражнений может появиться некоторое напряжение, скованность. Для снятия этого напряжения необходимо на некоторое время прервать игру, и дав руке возможность отдохнуть, снова вернуться к выполнению упражнения. Появление некоторой скованности и напряжения в мышцах – это сигнал об увеличении в крови и мышцах концентрации молочной кислоты, которая способствует развитию мышц, однако важно помнить что, только разумно распределяя нагрузку, можно добиться желаемых результатов.

Совершенствование исполнительской техники теснейшим образом связано с автоматизацией многих движений, выполнения их без осознания, так как поле осознания у человека относительно узкое и не может одновременно воспринимать большое количество различных по своему характеру компонентов двигательного акта.

Принципы эффективного совершенствования техники исполнителя:

  • принцип постепенного усложнения
  • принцип многократного систематического повторения
  • принцип разносторонней технической подготовки
  • принцип индивидуального обучения.

Техника не цель, а средство, без которого невозможно полноценное раскрытие художественного образа исполняемых произведений. Мастерство – это не только техника, но именно она является основой и необходима во всяком искусстве. Без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Работа начинается с момента первого знакомства с инструментом и продолжается всю жизнь.