Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное.
Цель: Обобщить представление детей о понятии “посуда”
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать у детей умение выдвигать гипотезы, предположения. (Незнайка не весёлый потому что...)
- Продолжать формировать у детей грамматический строй речи ( образование уменьшительно-ласкательной формы с помощью суффикса ЧК(Олечка); согласование прилагательных с существительными(чашка какого цвета? сахарница какой формы);учить употреблять предлог “В”; тренировать в словообразовании (хлеб-хлебница).
- Продолжать формировать у детей звуковую культуру речи: отрабатывать четкую дикцию, умение красиво говорить;
- Продолжать обогащать словарный запас детей с помощью новых слов (суп наливают в супницу),за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни
- Обогащать активный словарь детей за счёт слов, обозначающих предметы посуды: сахарница, салфетница, молочник;
- Продолжать развивать у детей связную речь, через составление описательного рассказа по образцу воспитателя; добиваться от детей полных ответов;
Развивающие:
- Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
- Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать.
- Развивать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость.
- Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Продолжать развивать психические процессы: логическое мышление, память
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, культуру поведения и общения.
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( людям, предметам).
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Методы и приемы: Наглядные, словесные, практические: показ, рассказ, художественное слово, рассматривание предметов (посуды), игры, использование ИКТ,
Оборудование: компьютер, проектор, посуда накрытая скатертью, мяч, подносы, клеевой карандаш, салфетки, Заготовки цветов и листьев из цветной бумаге, ватман с изображением вазы из самоклейки на синем фоне, приглашение для детей на день рождения, мольберт, столы, указка.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Н. Носова “Незнайка и его друзья”, рассматривание посуды, словесные игры “Скажи наоборот”, “Магазин посуды”, сюжетно-ролевая игра “Магазин”.
Ход НОД
I часть
В: - Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, улыбающиеся, у вас хорошее настроение? (ответы детей).
В: - Ребята, сегодня к нам пришли гости посмотреть, как мы с вами умеем играть, общаться, красиво говорить. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваются и садятся на стульчики)
В: К нам пришёл ещё один гость. Угадайте, загадку, и узнаете кто это?
Загадка:
Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка.
А ну-ка, угадать его сумейте,
Известен он под именем.....(Незнайка)
В: Правильно. Показ слайда Незнайка грустный (Приложение 1)
В:- А что же это с Незнайкой? Почему он такой не веселый. Как вы думаете? Ответ будете начинать с предложения “Незнайка не веселый потому что, ......” (ответы детей полным предложением)
В: Ребята, Незнайка сказал, что у него скоро День рождения, а он не знает, как подготовится к празднику, и просит вас о помощи. Поможем Незнайке? (Да).
II часть
1 Задание: “Скажи ласково”.
В: Скажите, вы любите, когда вас называют ласково? Незнайка написал приглашение для друзей на день рождения, но не знает, как обратиться к ним ласково. Мы сейчас будем называть ласково разные имена. Например: Ира - ИроЧка.
Далее: Саша, Оля, Коля, Сережа, Катя, Андрей, Таня.
2. Задание: Игра “Магазин посуды”
В: - Ребята, Незнайка будет угощать друзей чаем, соком, кофе, но опять не знает, какая посуда для этого необходима. Давайте сейчас мы с вами пойдем в магазин и поможем Незнайке купить посуду для угощения гостей.
(Дети подходят к столу-магазину, где разложена разная посуда, закрыта скатертью. Становятся полукругом).
В: - Мы пришли в магазин, где продается посуда. Чтобы купить посуду нам нужно точно знать, что мы хотим купить, какой это предмет, какой формы, цвета, из какого материала сделан, для чего он нужен. В этом магазине такое правило: нужно выбрать предмет, описать его и сказать, что в него кладут. Если предмет будет описан неправильно, продавец не поймёт и не продаст нужную вещь.
(Дети описывают поочередно посуду по образцу воспитателя. Один ребёнок- продавец, второй- покупатель)
Образец воспитателя. “Здравствуйте. Я хочу купить посуду для сухарей. Она плетённая. Сделана из пластмассы, круглой формы, красного цвета. Когда пьют чай, её ставят на стол, в неё кладут баранки, печенье, пряники, вафли, сухари.”. (продавец говорит что это сухарница, отдает воспитателю. Воспитатель говорит: “Спасибо”,берет сухарницу ставит на стол.
(Дети описывают конфетницу, чашку с блюдцем кофейную, чайную, чайник заварочный, сахарницу, масленку, стакан и т.д.). Педагог добивается полных ответов, описывать по плану,
помогает, кто затрудняется. Посуду складывают рядом на пустой стол.
Воспитатель: Магазин закрылся (закрывает снова скатертью посуду на столе). Нам пора возвращаться домой. (Возвращаются на стульчики).
3 Задание. Презентация “Образование слов”. Приложение 2.
(Сидя на стульчиках перед экраном).
В: Ребята, мы с вами были в магазин, купили Незнайке много посуды, но он ведь еще маленький и не очень хорошо знает, что и куда, надо класть. Давайте ему поможем.
В: (показывает презентацию с картинками, воспитатель начинает, дети продолжают. Индивидуальное и хоровое проговаривание: “Салат...в салатник, конфеты в ...конфетницу, салфетки в ...салфетницу, масло в...маслёнку, чай в.... чайник, кофе в....кофейник, молоко в ...молочник). Переключить снова слайд с невесёлым Незнайкой. Приложение 1.
Физминутка
В: Молодцы, так хорошо помогли Незнайке разложить все по своим местам, давайте немножко отдохнём. Встаньте все свободно, не мешая друг другу, и повторяйте за мной движения.
- Раз, два, три, четыре, пять, (Маршируют на месте)
-Незнайка вышел погулять. (Маршируют на месте)
-По ле'су весело шагает, (Маршируют на месте)
-Громко в дудку он играет. (Имитация игры на дудке)
- В берлоге от шума проснулся медведь. (Потягиваются, имитация просыпания)
- На'чал он очень грозно реветь. (Руки на поясе, наклоны вправо-влево)
-Незнайка от страха весь задрожал. (Имитация дрожания, обхватить руки крест-накрест)
- И быстро домой к себе побежал. (Бег на месте)
Повторить 2 раза.
Дети садятся на стульчики
В:- Ребята, мы с вами так много уже незнайке помогли. А скажите, мне, пожалуйста, в какие игры можно играть на дне рождении? (Ответы детей, добиваться полных ответов, индивидуально всех спросить.)
Д: “На дне рождении можно играть в игру....”
4 Задание. Игра “Скажи наоборот”
В: Молодцы, вы очень много игр перечислили. А я предлагаю познакомить Незнайку с игрой “Скажи наоборот”. Встанем в круг. Я буду поочередно бросать вам мяч, и называть слово, а вам нужно слово наоборот и только потом бросить мяч мне.
(если дети затрудняются, попросить других детей помочь, а потом повторить того ребенка, который не мог сказать слово-антоним).
В:
- Весёлый - Р: Грустный;
- Добрый – Злой;
- Большой – Маленький;
- Широкий – Узкий;
- Молодой – Старый;
- Белый – Чёрный;
- Толстый – Тонкий;
- Высокий – Низкий.
В:- Замечательно играли, надеюсь, игра понравилась Незнайке. Садитесь на свои места.
(садятся на стульчики)
5 задание. Работа в творческой мастерской. “Подарим Незнайке букет”.
В: Ребята, мы столько интересного и полезного рассказали и показали Незнайке, а он всё ещё грустный. Странно, почему?(воспитатель говорит задумчиво),(ответы детей).
В: -ХМ, живёт в таком красивом. (рассуждает сам с собой воспитатель). Кстати (оживлённо, и спрашивает у детей), а где он живёт?
Д: В цветочном городе.
В:-В цветочном городе? Отлично, я предлагаю подарить Незнайке букет. Приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. (Дети садятся за столы). Каждый из вас наклеит цветок и листочек над вазой, и у нас получится целый букет цветов.
(После завершения работы считают цветы и листочки. Их поровну, по 9.)
В:- Сосчитаем, сколько мы наклеили цветов. А листочков. Поскольку получилось цветов и листочков. Поровну, по девять. Каждый из вас наклеил по одному цветку, а получился целый букет для Незнайки.
(Переключение слайда “Весёлый Незнайка, приготовить приглашение детям на день рождения Незнайки) Приложение 1.
В:- Ребята, возвращаемся из мастерской на свои места. (Если ребята ничего не заметят в изменении Незнайки, то говорит воспитатель) После выполнения аппликации, возвращаются из творческой мастерской на свои места.
III часть
- В: Ребята, посмотрите, Незнайка улыбается. Как вы думаете, мы помогли Незнайке подготовиться ко дню рождения? Напомните, пожалуйста, как мы ему помогли. (Ответы детей)
В:- Ой, Незнайка мне подмигнул, что-то хочет сказать (подходит к экрану), говоря:
Ух, ты, здорово!
В: - Ребята, Незнайка благодарит вас за помощь, он очень рад что вы ему помогли подготовиться к празднику и приглашает вас на день рождения.(показывает приглашение). Незнайке пора идти домой, готовится к празднику, поблагодарим и попрощаемся с ним. (Уходят в группу)