В соответствии с ФГОС второго поколения, одной из основных целей обучения иностранному языку в основной школе является развитие «языковой личности школьника»(1), что, в свою очередь предполагает развитие у него «иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно: речевой компетенции, языковой компетенции, социокультурной/межкультурной компетенции, компенсаторной компетенции и учебно-познавательной компетенции. В свою очередь «языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языке»(2). Следовательно, обучение грамматической стороне речи при обучении английскому языку, как и всякому иностранному языку, является важнейшей составляющей всего процесса обучения. Можно выучить тысячи слов, овладеть большим количеством словосочетаний и устойчивых выражений и предложенных конструкций, но без знания грамматики и умения ей пользоваться в речи практически нереально сформировать правильное высказывание, как в письменной речи, так и в устной.
В наши дни часто можно услышать, что не важна правильность речи, достаточно владеть иностранным языком на уровне понимания. Возможно, в каких-то бытовых ситуациях, когда недостающие языковые знания можно компенсировать мимикой или жестами, это и так. Однако это допустимо применительно к разного рода интенсивным курсам обучения языку, когда за 2-3 месяца и даже за полгода необходимо научить человека устно общаться на элементарном бытовом уровне. Но от учителя в школе требуется сформировать уровень знаний, умений и навыков, который позволит учащимся без проблем сдать ОГЭ или ЕГЭ и пользоваться английским языком в будущей взрослой жизни.
Многолетний опыт преподавания английского языка по разным учебным курсам обучения показал, что построение простейшего высказывания требует знаний лексики, правил построения предложений и правильного использования основных правил грамматики. На начальном этапе обучения иностранному языку достаточно обучить учащихся простейшим грамматическим конструкциям, клише и довести их использование в речи до автоматизма. Но по мере расширения объема знаний, материал часто путается, а из-за отсутствия постоянной практики за рамками уроков, он порой и забывается. Здесь и кроется основная проблема. Естественно, что на текущих уроках мы постоянно возвращаемся к уже пройденному материалу и прорабатываем его снова и снова, уже в сопоставлении с новым материалом. К сожалению, на уроках не всегда есть достаточно времени для дополнительной проработки материала. Да и всегда найдется пара учащихся, которые не совсем поняли материал, но постеснялись переспросить учителя.
Из опыта работы могу сказать, что больше всего проблем возникает при обучении временным формам английского глагола. На уроках практически невозможно постоянно повторять все случаи употребления пройденных форм глагола. Если вы работаете с учащимися на «надомном обучении», готовите старшеклассников к сдаче ОГЭ или ЕГЭ, знаете, какой объем материала учащимся необходимо изучить и проработать самостоятельно. Разумеется, есть огромное количество справочников и пособий по грамматике английского языка, и при желании, можно найти ответ на любой вопрос. Но это не всегда удобно. Для своих учеников много лет назад я попыталась собрать основной материал по временам английского глагола в активном залоге в сводную таблицу (Приложение). В ней содержится информация по образованию каждой временной формы, маркерах (указателях времени), основных случаях употребления времен с примерами и, конечно же, исключения. Разумеется, в одну таблицу невозможно включить все случаи употребления времен, особенно материал, который изучается на уровнях Intermediate, Post-Intermediate и Advanced. Но те «азы», которые составляют основу, здесь представлены в достаточном объеме.
Можно начать использовать данную таблицу уже в 4-5 классе, особенно при выполнении домашних заданий и повторении пройденного ранее материала дома. Ее вполне можно вывести на экран для объяснения нового времени глагола. Мои учащиеся активно пользуются этой таблицей. По их мнению, это хорошее подспорье при выполнении заданий по грамматике. Постоянное обращение к таблице позволяет им лучше выучить основные правила употребления времен и лучше разобраться в различии таких форм, как Present Simple и Present Continuous, Past Simple и Present Perfect, Present Perfect и Past Perfect Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous. Постепенно, времена глагола систематизируются и необходимость пользоваться этим материалом отпадает.
Надеюсь, что эта таблица окажется полезной для учителей, преподающих английский язык, и их учащихся. Ведь английская грамматика это, порой кажется, так сложно! И в тоже время, это так просто, когда до конца разберешься в материале! И так приятно слышать, как Ваши ученики постепенно начинают говорить на настоящем, правильном английском языке!
ЛИТЕРАТУРА:
- Департамент образования г. Москвы. Московский институт открытого образования. «Преподавание иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы в условиях реализации Государственной образовательной программы «Развитие образования г.Москвы на 2012-2016 год» Методические рекомендации, – Москва: ООО «Вторая типография», 2012.
- Кузнецов А.А. и др. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы», – Москва: «Просвещение», 2010, стр.8.