Развитие кадрового потенциала колледжа как актуальное направление работы методической службы по инновационным проектам ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Разделы: Администрирование школы


Основными обязанностями методиста колледжа являются:

  1. Осуществление, контроль и анализ эффективности методической работы в колледже.
  2. Разработка предложений по эффективности учебно-методической и воспитательной работы и совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
  3. Обобщение и распространение информации о передовых технологиях обучения и воспитания (в том числе и информационных), передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования.
  4. Развитие кадрового потенциала колледжа и оказание помощи в работе:
    • начинающим преподавателям и молодым специалистам;
    • педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств обучения;
    • руководителям кружков, председателям цикловых комиссий, заведующим кабинетами;
    • руководителям подразделений колледжа.
  5. Обобщение и трансляция наиболее результативного опыта педагогических работников колледжа.
  6. Разработка, рецензирование и подготовка к утверждению учебно-методической документации и пособий по учебным дисциплинам и профессиональным модулям, дидактических материалов и т.д.

Деятельность методической службы колледжа согласно Комплексной программе развития ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» на 2011-2015гг., разработанной заместителем директора по учебной работе Геккиевой А.Д., идет по следующим направлениям:

  1. Совершенствование образовательной среды.
  2. Совершенствование информационного обеспечения всех направлений деятельности колледжа.
  3. Развитие кадрового потенциала колледжа.
  4. Методическое сопровождение деятельности педагогических работников

Медицинские учебные заведения отличаются от других образовательных учреждений среднего профессионального образования. Медицинские коллежи и училища обладают высоким педагогическим потенциалом, хотя более 70% педагогических работников нашего колледжа не имеют педагогического образования, и их основная задача обучение медицинской специальности будущих работников системы практического здравоохранения.

Согласно Государственной программе города Москвы на 2012–2016 года «Столичное образование» образовательные учреждения города Москвы должны создать «условия для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе».

Сегодня в связи с реализацией ФГОС СПО вопрос о профессионализме преподавателя медицинского колледжа стоит наиболее остро. Современная цивилизация предъявляет новые требования к качеству образования. Все чаще отмечается тот факт, что традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения специалистов, отвечающих запросам работодателей.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»одной из компетенций образовательной организации является «использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения». Данный факт ставит перед преподавателем медицинского колледжа, вне зависимости от его образования, задачу по овладению новыми знаниями в области педагогики и психологии, современными педагогическими технологиями и методиками, сменой стиля обучения.

Перед медицинскими колледжами Департамента здравоохранения города Москвы ФГОС СПО ставит следующие задачи:

  • предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся;
  • обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
  • обеспечивать обучающимся возможность участвовать
    в формировании индивидуальной образовательной программы;
  • формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса.

На основании вышеперечисленного можно сделать вывод, что результат работы медицинского колледжа оценивается по качеству:

  • профессиональной образовательной программы;
  • потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • потенциала обучающихся;
  • средств образовательного процесса;
  • образовательных технологий;
  • управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в профессиональном образовании).

Для реализации поставленных перед ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» задач необходимо дальнейшее развитие кадрового потенциала педагогических работников. Инновационная деятельность образовательного учреждения складывается из многих параметров, но основой являются его педагогические работники. Уровень квалификации преподавателя и его желание творчески работать являются важнейшим фактором развития образовательной среды и организации учебного процесса.

Активное и творческое взаимодействие с педагогическими работниками, обучение их современным педагогическим технологиями и трансляция их передового опыта являются одним из актуальных направлений деятельности методиста по развитию развитие кадрового потенциала ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ»

Проект методической службы колледжа «Развитие кадрового потенциала» в ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» включает в себя следующие мероприятия:

  1. Организация обучения и повышения квалификации педагогических работников.
  2. Организация аттестации педагогических работников на квалификационную категорию.
  3. Создание индивидуальной траектории развития педагогического мастерства педагогического работника
  4. Вовлечение педагогических работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий.

Проект осуществляется с на протяжении 3 лет и является результатом многолетней и планомерной работы:

  • руководства колледжа;
  • методической службы;
  • педагогических работников.

Организация обучения и повышения квалификации педагогических работников.

В колледже традиционно сложилась система обучения и повышения квалификации педагогических работников, включающая в себя:

  • Обучение на циклах повышения квалификации Департамента здравоохранения города Москвы в ЦППК и ПО ДЗМ;
  • Повышение квалификации в УМЦ Департамента образования и ФИРО;
  • Обучение на циклах усовершенствования в РМАПО преподавателей специальных дисциплин и профессиональных модулей;
  • Участие преподавателей в работе «Школы педагогического мастерства»в колледже;
  • Самостоятельное обучение в педагогическом университете «Первое сентября» на дистанционных (72 часа) и модульных курсах (6-12 часов);
  • Участие в инновационном Общероссийском проекте «Школа Цифрового века» ;
  • Участие в работе интернет-сообществ педагогов и работников образования;
  • Участие в работе педагогических и медицинских конференций и форумов.

Важнейшим моментом профессионального роста педагогических работников в современных условиях образования является обучение преподавателя.

Можно определить следующие цели обучения преподавателей колледжа:

  • получение теоретических знаний, необходимых для реализации требований ФГОС СПО;
  • ликвидация разрыва между современными требованиями к результатам обучения и личными возможностями человека на данный момент;
  • повышение общей квалификации при освоении новой парадигмы в образовании;
  • обучение в соответствии с преподаваемыми профессиональными модулями (по специальности);
  • использование инновационных образовательных методов и технологий, необходимых для формирования ключевых компетенций обучающихся.

В своей работе я бы хотела остановиться на вопросе организации обучения педагогических работников в «Школе педагогического мастерства».

Данная форма обучения педагогических работников существует в каждом медицинском коллеже и училище в течение многих лет. В ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» занятия в «Школе педагогического мастерства»проходят ежегодно по плану 1 раз в 2 месяца. Традиционно на занятиях рассматриваются актуальные вопросы педагогики, психологии и методики преподавания. С учетом особенностей контингента педагогических работников, темы занятий Школы затрагивают основные вопросы организации учебного процесса в колледже и пути решения единой методической темы года. К проведению занятий в «Школе педагогического мастерства» привлекаются руководители структурных подразделений колледжа и наиболее опытные преподаватели. Данная форма работы расширяет возможности методической службы по обучению преподавателей с медицинским образованием, что способствует их профессиональному росту и помогает транслировать передовой педагогический опыт ведущих преподавателей молодым специалистам.

Создание индивидуальной траектории развития педагогического мастерства преподавателя

Как часть инновационного проекта по развитию кадрового потенциала «Индивидуальная траектория развития преподавателя» появилась с учетом современных требований к уровню квалификации педагогического работника.

Появление индивидуальной траектории развития педагогического мастерства преподавателя в колледже обусловлено потребностями педагогических работников в индивидуальных программах развития и изучения инновационных педагогических технологий, а так же традиционных методов и приемов обучения и воспитания.

Потребность в индивидуальной траектории в нашем колледже имеют следующие педагогические работники:

  • начинающие преподаватели;
  • опытные педагогические работники с потребностью в изучении новых тенденций в преподавании;
  • руководители кружков;
  • председатели ЦМК.

Для начинающих преподавателей и молодых специалистов разработаны информационные материалы и памятки, а также программа «Школы начинающего преподавателя».

В колледже существует традиция наставничества. Молодые специалисты работают под непосредственным руководством ведущих преподавателей, которые оказывают им информационную и методическую помощь.

Работа с более опытными преподавателями идет строго по индивидуальной траектории по запросу педагогического работника в форме:

  • Индивидуальных консультаций.
  • Подбора необходимой литературы и интернетресурсов.
  • Помощи в подготовке и проведении открытых уроков и мероприятий.
  • Консультаций по вопросам оформления документации.
  • Консультаций по вопросам организации исследовательской работы обучающихся.

Характерная особенность индивидуальной траектории развития педагогического мастерства в колледже состоит в том, что тему, время, объем информации для изучения определяет сам педагогический работник.

В текущем 2013-2014 учебном году по индивидуальной траектории работали:

  • преподаватели, выходящие на аттестацию;
  • преподаватели, испытывающие потребность в изучении педагогических методов и приемов;
  • преподаватели, заинтересованные в использовании инновационных педагогических технологий, руководители кружков, председатели ЦМК).

Работа по индивидуальной траектории с преподавателями проводится в течение всего учебного года и учитывает:

  1. Индивидуальные запросы педагогических работников.
  2. Цели, которые необходимо достичь на занятии.
  3. Уровень взаимодействия с обучающимися на занятии.
  4. Уровни и формы контроля.

В своей работе с преподавателями я использую современные достижения педагогики, психологии и методологии, материалы и опыт других колледжей, в том числе и опыт колледжей системы Департамента образования города Москвы по внедрению ФГОС СПО.

В Москве существует инновационная сеть: «Практико-ориентированная образовательная среда как условие подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов на основе социальных, профессиональных и личностных компетенций», созданная на базе нескольких технологических колледжей. По результатам работы данной сети были опубликованы материалы по опыту внедрения ФГОС СПО в учебный процесс.

По материалам «Технологический инструментарий педагога»были проведены индивидуальные консультации по теме «Матрица педагогических технологий» с преподавателями, заинтересованными в использовании инновационных педагогических технологий (Максимова Е.В., Карпова О.А., Соколова Е.И Технологический инструментарий педагога (методическое пособие)-ГБОУ СПО Технологический колледж №14, 2012). «Матрица педагогических технологий» составляется по МДК или учебной дисциплине, и позволяет любому преподавателю, вне зависимости от опыта работы, осуществлять выбор педагогических технологий в соответствии с видом и формой учебной деятельности:

  • Аудиторная учебная деятельность;
  • Внеаудиторная учебная деятельность;
  • Практическая деятельность (учебная и производственная практика).

Преподаватель вносит в Матрицу формы проведения занятий, уровень усвоения материала и формируемые компетенции. Таким образом, у преподавателя появляется инструмент, представляющий план использования различных педагогических технологий и форм контроля по всему курсу.

Данная «Матрица педагогических технологий», позволяет преподавателями эффективно планировать процесс изучения учебного материала с учетом:

  • мониторинга освоения общих и профессиональных компетенций.
  • активного использования самостоятельной работы обучающегося.
  • выбора системы педагогических технологий.

Использование Матрицы позволяет нашим преподавателям:

  1. Эффективно планировать систему учебных занятий в соответствии с ФГОС СПО и современными требованиями к организации учебного процесса.
  2. Организовать работу по полному методическому обеспечению учебной дисциплины или МДК и разработке учебных материалов для различных видов самостоятельной работы.
  3. Распределить систему контроля, подобрать необходимые формы и методы контроля и создать КОС по дисциплине или профессиональному модулю.
  4. Перейти от трансляции знаний к обучению способности самостоятельно приобретать знания и осваивать практические умения различными способами и методами,

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Задачами методической службы колледжа по внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий являются:

  1. Обобщение и распространение информации о передовых технологиях.
  2. Подбор педагогических технологий, соответствующих требованиям ФГОС СПО.
  3. Вовлечение педагогических работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий.
  4. Организация трансляции педагогического опыта педагогических работников колледжа.

Одной из самых актуальных задач является вовлечение педагогических работников в процесс выбора инновационных педагогических технологий.

Работа ведется в следующих направлениях:

  1. Использование материалов практической психологии и ИКТ на занятиях Школы педагогического мастерства.
  2. Работа по индивидуальной траектории с преподавателями, заинтересованными в использовании инновационных педагогических технологий.

В процессе своей педагогической деятельности преподаватели колледжа привлекаются к выбору:

  1. Информационно-компьютерных технологий (интерактивная доска, презентации, видео материалы, электронные ресурсы, пособия и учебники, компьютерное тестирование).
  2. Педагогических технологий к отдельным занятиям(занятия по МДК и учебным дисциплинам, мастер классы, открытые уроки, заседания кружков).
  3. Способов мотивации к обучению.

Использование информационных технологий.

Для вовлечения преподавателей в процесс выбора необходимых для них педагогических и информационных технологий использовались занятия в «Школе педагогического мастерства" и индивидуальные консультации методиста и преподавателей активно использующих в своей педагогической деятельности ИКТ.

Одним из путей привлечения преподавателей к выбору педагогических технологий является использование материалов практической психологии (проведение тестирования преподавателей и привлечения к процессу выбора педагога-психолога колледжа с лекциями об особенностях мотивации обучающихся и индивидуальных особенностях обучающихся).

Методической службой колледжа были проведены следующие занятия и лекции по следующим темам:

  1. Определение психологических особенностей преподавателя.
  2. Определение способов мотивации обучающихся.
  3. Способы борьбы с синдромом профессионального выгорания.

Проведенный комплекс мероприятий способствовал самопознанию и самореализации педагогических работников и продемонстрировал каждому преподавателю возможности реализации современных педагогических технологий с учетом их индивидуальных особенностей.

В колледже организована система трансляции передового педагогического опыта преподавателей колледжа.

Система представляет собой комплекс мер по публикации методических материалов преподавателей, а также применение преподавателями современных педагогических технологий в учебном процессе:

  • Обмен опытом между преподавателями ЦМК;
  • Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • Проведение мастер-классов;
  • Обмен опытом и проведение занятий в «Школе педагогического мастерства»;
  • Публикации в периодической печати(«Среднее профессиональное образование», «Специалист»);
  • Публикации на интернет ресурсах для педагогических работников (Социальная сеть работников образования nsportal.ru, Фестиваль педагогического мастерства «Отрытый урок», «Всероссийский интернет-конкурсе педагогического творчества educontest.ru», «завучinfo.ru»);
  • Обмен опытом с преподавателями медицинских колледжей и училищ Департамента здравоохранения города Москвы на заседаниях Городских комиссий по дисциплинам и специальностям.

Данная система мероприятий позволяет развивать потенциал педагогических работников и способствует повышению престижности колледжа.

Результаты своего профессионального роста педагогические работники колледжа вносят в Портфолио, с многими достижениями препдавателей можно ознакомиться на официальном сайте колледжа www.kcetkin.ruв разделе «Награды и достижения»

Проект методической службы «Развитие кадрового потенциала педагогических работников ГБОУ СПО «МК им. К. Цеткин ДЗМ» в рамках реализации требований ФГОС СПО имеет огромное значение и будет расширяться в следующем учебном году. Реализация проекта не возможна без активной работы самих педагогических работников. Как показывают результаты работы, большое значение имеет система трансляции наработок преподавателей внутри и вне колледжа.

Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по направлению 060000 «Здравоохранение»
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 го­ды
  4. Приказ Минобрнауки от 23 июня 2009г. №218 «Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования«
  5. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. - СПб., Экономическая школа, 1993 - 352 с.
  6. Белотелова Л. Н., Новицкая В. А. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 7. – С. 41–46.
  7. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование«, № 8, 2010, с. 16 – 21.
  8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2008
  9. Максимова Е.В., Карпова О.А., Соколова Е.И Технологический инструментарий педагога (методическое пособие)-ГБОУ СПО Технологический колледж №14, 2012.
  10. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение.- М. : Академия, 2009.
  11. Петти Д. Современное обучение. Практическое руководство. - М: Ломоносовъ , 2010
  12. Преподаватель ВУЗА. Технологии и организация деятельности. Под ред. Резника С.Д. : М:ИНФРА-М, 2010.
  13. Саенко О.Е . Организация и содеожание методической работы в колледже. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0«, 2007
  14. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения.- М: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2009.
  15. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства.- М: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2008.