Класс: 1.
Тип урока: Изучение нового.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы.
Задачи:
- Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем протяжении.
- Научить определять последовательность событий в природе и их связи.
- Учить сравнивать состояние неживой природы весной и зимой.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: уметь определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; уметь определять свое отношение к миру; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам; проявлять любознательность к изучаемому материалу.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей..
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; формировать умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать признаки весны. Уметь наблюдать признаки весны на всем ее протяжении.
- Уметь определять последовательность событий в природе и их связи.
Личностные:
- Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).
- Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Основные понятия: Положение солнца, продолжительность дня , температура воздуха, осадки, водоемы.
Межпредметные связи: Литературное чтение.
Ресурсы:
основные: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан – учебник «Окружающий мир»1 класс, часть 2;
дополнительные:
- материал для опытов:3 баночки с веточками (ветки, стоящие в воде и на солнце; веточки в банке без воды; ветки, стоящие в воде и в холодном месте);
- карточки с названием весенних месяцев;
- репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- набор открыток «Цветы-первоцветы».
Организация пространства Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
Ход урока
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
I. Оргмомент. | ||||
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. |
Организует проговаривание правил поведения на уроке. |
|
|
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний (подводящий диалог). | ||||
Отвечают на вопросы учителя. Дети слушают задание и выполняют его |
Актуализация и закрепление знаний детей о различиях живой и неживой природы
Проводит игру |
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны.
|
1-я линия развития- уметь объяснять мир |
(Познавательные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД). Слушать и понимать речь других (Регулятивные УУД). Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы. |
III. Введение в тему урока и постановка проблемы. | ||||
Рассматривают репродукцию картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Дети высказывают свои предположения, ссылаясь на стр.38 |
Учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку |
Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
– Действительно, мы будем говорить о весне. И тема нашего урока называется «Весна – пробуждение природы».
|
Уметь находить ответы на вопросы в репродукции картины
|
Формировать умения целеполагания, представления о результате деятельности. Учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника
|
IV. Минутка отдыха. | ||||
Дети последовательно выполняют действия.
|
|
Игра «Семечко». Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает тёплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками всё выше и выше, шелестит зелёными листочками и радуется солнышку. Посмотрите, сколько деревьев выросло – просто целый лес! |
|
Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
|
V. Совместное открытие новых знаний. | ||||
Высказывают свои мысли.
Рассказ по динамической картине и по плану |
Учитель читает стихотворение |
– Где раньше появились проталины? – Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми лучами солнца. От таяния снега зависит такое явление природы, как половодье. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление– наводнение. – Как изменить положение солнца в нашей картине? – Какие другие изменения произошли в природе? |
Рассказ по динамичной картине и по плану |
(Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказ текста по плану |
VI. Исследовательская работа (опыты с веточками деревьев) | ||||
1-я группа. Ветки с водой стояли в холодном месте. 2-я группа. Ветки в баночке без воды на подоконнике 3-я группа. Ветки в баночке с водой на подоконнике Делают выводы на основе опытов |
Учитель подводит детей к выводу: Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, тогда природа оживает. |
– Посмотрите на наш опыт с веточками. Объясните, почему такие изменения произошли, или с ними ничего не случилось? |
|
(Познавательные УУД) Уметь делать выводы в результате совместной работы (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других Учиться выполнять различные роли в группе. |
VII. Совместное открытие новых знаний. | ||||
Рассматривают иллюстрации учебника стр.39 Делают выводы. |
|
-Раскроем секрет волшебницы– Весны. Что помогает ей распускать листочки? |
Уметь находить ответы на вопросы в иллюстрациях учебника |
Регулятивные УУД). Учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника |
VШ. Самостоятельное применение новых знаний. | ||||
Работа в группах 1 группа – Почему эти растения называют первоцветами? (стр. 40) 2 группа – Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной? Какие гнезда птицы построили сами, а какие помогли люди? (стр. 40) 3 группа – Какие приметы весны вы можете назвать? (стр. 41) |
Анализирует работу в группах |
|
Уметь группировать объекты по заданному признаку |
(Познавательные УУД) Уметь делать выводы в результате совместной работы (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других Учиться выполнять различные роли в группе. Личностные УУД Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям |
IX. Рефлексия. | ||||
Самостоятельная работа. Выполняют тест – рабочая тетрадь, зад. 4 (тест) Взаимопроверка. |
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. |
– Что узнали нового? – Ответили ли на главный вопрос урока? – Какие явления природы бывают весной? – По каким признакам люди узнают весну? В чем главная причина этих явлений? «Все в твоих руках» Перед вами лежат шаблоны детской ладошки, где каждый пальчик – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – пальчик не закрашивайте. Большой – для меня тема была важной и интересной (красным цветом); Указательный – узнал много нового (желтым цветом); Средний – мне было трудно (зеленым цветом); Безымянный – на уроке мне было комфортно (синим цветом); Мизинец – для меня было недостаточно информации, я хочу узнать еще больше (коричневым цветом). МОЛОДЦЫ! Вы замечательно поработали. Большое спасибо за урок. До новых увлекательных встреч! |
|
Личностные УУД: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: Осуществлять взаимоконтроль; Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |