Девиз: «Думаю, творю, пишу».
Цель:
- способствовать формированию навыков грамотного письма,
- закреплять знания о составе слов,
- развивать творческое воображение и речь учащихся,
- обогащать словарный запас;
- воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы;
- способствовать развитию интеллектуально-одаренных детей.
Оборудование: презентация к уроку (у автора), толковый словарь В.И.Даля, музыкальное сопровождение, карточки, веера букв.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
У: Чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке и что мы будем описывать завтра, вы должны выполнить несколько заданий по определению каждой буквы искомого слова.
(Наиболее активные и внимательные получают жетоны).
1 буква слова – это парная согласная, требующая проверки в слове (короб)
2 буква слова – это непроверяемая безударная гласная в слове (север)
3 буква слова – это первая буква обобщающего слова, слов (деревья, травянистые, кустарниковые) (растения)
4 буква слова – это ударная гласная в словах (чёрный, жёлтый, тяжёлый)
5 буква слова – это предлог (он, за, и).
Назовите его.
Д: Береза.
1 СЛАЙД
У: Запишите. (У каждого ученика в наличии сопроводительный лист. Приложение)
II. Объявление темы урока.
У: Девиз: Думаю, творю, пишу.
Тема урока: Готовимся к написанию сочинения «Моя любимая березка». Предложения должны быть яркими, полными, выразительными и иметь законченный смысл. Над этим мы и будем работать.
Подберите родовое понятие к слову «береза».
Д: Это дерево.
У: Но ель, сосна – тоже деревья. Чем они отличаются?
Д: Березка- это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.
У: Теперь сформулируйте правильное родовое понятие.
Д: Берёза – это лиственное дерево.
У: Назовите существенные признаки.
Д : У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.
У: Запишем, комментируя.
Ствол берёзки одет белой шёлковой корой.
У: Найди основу предложения, дай характеристику.
Д: Основа (Ствол одет). Предложение повествовательное, невосклицательное, распространённое.
У: Кто знает, как называется кора берёзы, верхний её слой?
(Береста или берёста).
Обратимся к словарю русского языка В.И.Даля.
2 СЛАЙД
Д: Там написано: берёза (ж.р.)дерево, от старинного слова бреза, бывает шерстолистая и остролистая, плакучая и пушистая. От слова берёза образовано существительное березозолъ, что означает «март или апрель».
У: Что интересного узнали из справки?
III. Работа над составом слова.
3 СЛАЙД
- берёза
- бреза
- берёзозол
- берёзка
- берёзонька
- подберёзовик
- подберезник
- березняк
- березник
- берёзина
У: Что объединяет эти слова?
Д: Имена существительные и родственные.
У: Дополните существительными родственными. Объясните способ образования.
Итог: Повторили части речи – имя существительное; повторили способ образования слов.
IV. Работа над лексическим значением слов.
У: На Руси мастера использовали берёзку с различной целью.
1) Если вы из существительных каждой строчки составите по первому слогу слова, вы узнаете названия предметов, изготавливаемых из берёзы.
- Тулуп, бодрый, ежи, сок (туесок)
- Куница, золотистый, золото, вокзал (кузовок)
- Кудрявый, лапка, золотит, тина (лапти)
- Сухость, весёлый, веточка, нити, рыбак (сувениры)
(Объясняется лексическое значение слов «туесок», «кузовок», «лапти»; показываются предметные картинки). 4 СЛАЙД
2) У: Для уточнения знания полученных слов, соедините слова левого и правого столбиков стрелками и скажите, что за пары получились? (Работа в паре)
туесок | обувь | |
кузовок | поделки | |
лапти | короб | |
сувениры | корзина |
– Докажите, что синонимы.
Итог: Ребята, вы убедились, что действительно берёзка была незаменимым деревом в хозяйстве на Руси.
3) Средства выразительности.
У: Берёзка была мила душе русского человека.
А сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано.
Каждый восхищается ею по-своему! (Учитель читает наизусть)
Ты до того, берёзонька, красива!
И в полдень жаркий, и в час росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я не мыслим без твоей красы!
У:
- Давайте ещё раз обратимся к стихотворению А. Прокофьева «Берёзка».(Распечатка на каждого)
- Прочитайте про себя стихотворение.
- Ответьте на вопрос: «Какие чувства переполняли автора?
Д: Чувства любви, гордости, восхищения.
V. Физкультминутка.
5 СЛАЙД
У: Читаем стих А.Прокофьева «Берёзка». Постарайтесь передать чувства и эмоции автора.
VI. Орфографическая подготовка.
1) У: Займёмся повторением изученных орфограмм.
- Читаем текст (написан на доске) орфоэпически (вместе);
- Вставляем орфограммы с помощью веера;
- Какая часть речи наиболее ярко помогла представить берёзу карельскую?
Д: Имя прилагательное.
Жемчужиной лесов севера .вляется карельская берёза. Она з. несена в «Красную книгу» Карелии.Это особая форма берёзы, с бугристым ств.лом, на котором имеется много ут.лщений. Древ.сина необычная. На спил. х.рошо видны коричневые п.лоски, бурые штрихи, завитки.
(Показ рисунка)
2) У: Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное» по плану:
- берёза
- ствол
- древесина
- полоски
- штрихи
Итог: Самая яркая, выразительная часть речи – имя прилагательное. Текст становится значительно красивее. Не забудьте завтра при написании сочинения!
VII. Работа с фразеологизмом.
У: Как понимаете словосочетание «берёзовая каша»?
(Высказывания детей)
У: «Берёзовая каша» – РОЗГИ. 6 СЛАЙД
VIII. Задание на внимание по уровням «Если, то».
I Уровень | II уровень – средний | III уровень – высокий |
Русская – п | Подберёзовик – г | Березняк – л |
Красавица – ? | Береста – к | Сосняк – л |
Склоняется – г | Березняк – ? | ? – |
(Если русская – прил., | ( если подберёзовик – гриб, | (Если березняк лес, |
склоняется – глаг., | береста – кора, | сосняк – лес, |
то красавица – сущ.) | то березняк – лес) | то лес- ельник или дубрава) |
IX. Tворческая минутка.
7 СЛАЙД
У: Необходимо внимательно рассмотреть фрагмент «Берёзка» www.youtube.com/watch?v=wJo-TvKCE3w&spfreload=10 и описать глаголами.
Д: Любуется, красуется, пригибается, наклоняется, глядит, вздыхает, дышит, напевает, тянется...
X. Самостоятельная работа.
У: Допишите текст. (Карточка)
/______ стоит_______ берёзка.
/________ блестят ______листочки. Она гордится _________. В русском лесу нет дерева наряднее русской красавицы!
Проверка самостоятельной работы.
XI. Итог урока.
У: Что нового узнали?
– Я узнал, что…..
– Мне было интересно…
XII. Домашнее задание.
У: Найти и записать в тетрадь пословицы и загадки о берёзе.