Цель:
- формирование у учащихся грамматического понятия «приставка»;
- закрепление знаний учащихся об имени существительном и его основных грамматических признаках;
- продолжить формирование умения различать формы слова и однокоренные слова.
Оборудование: В.П. Канакина «Русский язык» ч.1 (учебник с.84-85), тетрадь, интерактивная доска, электронное приложение к учебнику, ноутбуки, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация внимания, проверка готовности к уроку.
II. Минутка чистописания.
(прописываются сочетания букв в и д)
III. Словарная работа. (работа на карточках)
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
Др…ва, в…рона, в…роны, д…ревня, др…вишки, др…вяной.
IV. Повторение ранее изученного.
- Прочитайте еще раз эти слова. Что вы можете о них сказать? (по какому основанию мы можем объединить эти слова в одну группу?) существительные.
- Какие задания вы могли бы предложить с этими словами? (разделить на две группы: одушевленные – неодушевленные; единственное – множественное число; составить предложение с одним из этих слов; найти лишнее слово и т.д.)
- А я хочу вам предложить также разбить эти слова на две группы, в 1-й столбик записать формы одного и того же слова, а в другой – однокоренные слова.
ворона, вороны
дрова, дровишки - Зачитайте слова первого столбика. Какая часть слова образует форму слова? Окончание
- Что такое окончание?
- Выделите в словах первого столбика окончания (можно вызвать к доске 1 человека).
- Зачитайте слова 2–го столбика. Докажите, что это однокоренные слова.
- Запишите еще по 1 слову в каждый столбик.
- Какие слова вы дописали? (вороне, ворону, дровни, дровяник).
V. Актуализация знаний.
- Какое слово осталось лишим? (деревня)
- Что такое деревня?
Деревня – это русское название сельского населенного пункта с несколькими десятками домов индивидуальной застройки. - Давайте прочитаем как Юрий Казаков в своем рассказе «Никишкины тайны», писал о русской северной деревне… (текст на карточках)
«Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят заворожено на море… Тесно стоит деревня!» - Если бы вы были художниками и вас попросили нарисовать картину к этому отрывку, что бы вы изобразили? (на заднем плане – лес, на переднем плане – море, а от леса вниз, к морю спускаются домики).
- Какие слова помогают передать движение изб? Бежали, выбежали
- Что вы можете сказать об этих словах? (они однокоренные)
- Найдите и обозначьте в этих словах корень. Что для этого необходимо сделать? Бежали, бег, бегать (чередование г//ж). Корень –беж–
- Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, как из слова «бежали» образовалось новое слово «выбежали»? С помощью частички ВЫ
- Где располагается эта частичка: перед или после корня?
- Посмотрите на нашу схему и скажите, где расположена эта часть? Как она называется? Приставка
VI. Формулировка темы, постановка цели и задач урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. ПРИСТАВКА
- На какие основные вопросы мы должны ответить?
Что такое приставка?
Где стоит?
Для чего служит?
VII. Изучение нового.
Просмотр анимации №1 из электронного приложения.
- Как же называется часть слова, которая внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? Приставка
- Как выдумаете, почему эту часть слова так назвали?
- Давайте сделаем небольшой вывод.
Что такое приставка? | Значимая часть слова |
Где стоит? | Перед корнем |
Для чего служит? | Для образования слов |
- Откройте учебник на стр. 84 и прочитайте правило. (Чтение правила учащимися)
VIII. Физкультминутка.
IX. Работа над новым материалом.
Просмотр анимации №3 из электронного приложения.
Учебник стр. 85, упр. 154.
- Назовите приставки, которые пишутся с буквами о, а, е.
- Найдите задание под таблицей. Прочитайте его. Что необходимо сделать? Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?С помощью каких приставок можно образовать новые глаголы? Запишите эти глаголы, выделите в них приставки.
- Зачитайте глаголы, которые вы образовали. Назовите приставку. Рабочая тетрадь стр. 45, упр. 109.
- Прочитайте предложения из стихотворения «Что случилось?» Г. Витоза. Найдите слова с приставками. Выделите приставки.
X. Рефлексия.
- Выполнить упражнение из электронного приложения: прочитать пословицы, вставить пропущенные приставки.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Выпустил словечко, не догонишь и на крылечке.
Поспешишь – людей насмешишь.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- С какой частью слова вы познакомились сегодня на уроке?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
XI. Домашнее задание.
- Дома необходимо будет выполнить упражнение 110, из рабочей тетради на стр. 45.