Цель урока: Познакомить учащихся с основными климатическими поясами, показать зависимость климата от типа воздушных масс. Познакомить учащихся с переходными климатическими поясами, объяснить сезонные перемещения воздушных масс в переходных климатических поясах.
Ход урока
Сегодня в нашем городе утром наблюдалась температура +8 (конкретная t данного места).
А есть ли на Земле места, где сегодня, наблюдалась такая же температура, как у нас? Нам известно, что количество солнечного тепла уменьшается от экватора к полюсам. Следовательно, сходные температуры будут наблюдаться вдоль одной и той же широты, то есть климатические условия будут меняться полосами, на определённых широтах располагаются определённые климатические пояса. На Земле климатологи выделяют 4 типа основных климатических поясов.
Основные климатические пояса соответствуют распространению четырёх типов воздушных масс, которые формируются в определённых широтах.
Задание 1
Приняв ближний к ученику край парты за экватор, а дальний за полюс, создать импровизированный тренажёр (для северного полушария, в котором мы живём).
А) распределить широты от экватора к полюсу;
Б) поместить символы воздушных масс в нужные широты.
Карточки для тренажёра заранее изготавливает учитель по одному комплекту на каждую парту.
Задание 2
Ученики в процессе беседы под руководством учителя заполняют таблицу: «Свойства воздушных масс»
Тип воздушной массы | температура | давление | влажность |
ЭВМ | Тёплые | пониженное | Много осадков |
ТВМ | Тёплые Летом – жаркие |
повышенное | Сухие |
ВМУШ | Летом – тёплые Зимой – холодные |
пониженное | Значительное количество осадков |
АВМ (АнВМ) | Холодные | повышенное | Сухие |
Задание 3
Закрепление свойств воздушных масс. Пользуясь карточками-символами, обозначающими воздушные массы, учащиеся участвуют в сигнальном опросе. Учитель задаёт вопрос, даёт время на его обдумывание. По сигналу учителя (например на счет : раз, два, три!) все ученики одновременно поднимают карточку, обозначающую правильный ответ. Карточки для разных типов воздушных масс желательно изготовить из разноцветного картона, чтобы учителю было легче реагировать на неправильные ответы.
Возможные вопросы:
- ВМ, формирующиеся в области наиболее низкого давления (ЭВМ);
- ВМ, температура которых сильно различается по сезонам (ВМУШ);
- Сухие и жаркие воздушные массы (ТВМ);
- ВМ, влажность и температура которых не меняется в течении года (ЭВМ);
- Холодные температуры в течение года (АВМ или АнВМ)
- Эти ВМ приносят за год значительное количество осадков, но распределение по сезонам –неравномерное (ВМУШ).
Задание 4
Разместить на тренажёре (на парте) названия основных климатических поясов, соответствующих названиям воздушных масс.
Задание 5
Разместить на тренажёре (на парте) названия переходных климатических поясов, в названии которых присутствует частица «суб», что означает «под», (находящийся рядом, под основным).
Такое положение ВМ характерно для весны и осени, когда оба полушария равномерно освещены солнцем.
Объяснение учителя о смене воздушных масс по сезонам в переходных поясах.
Наклон земной оси к плоскости орбиты Земли приводит к неравномерному освещению северного и южного полушарий нашей планеты в течении года.
22 июня Солнце находится в зените над северным тропиком, следовательно, лучше освещено северное полушарие и все воздушные массы смещаются в северном направлении.
Тогда в каждый переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса.
22 декабря Солнце находится в зените над южным тропиком, следовательно, лучше освещено южное полушарие и все воздушные массы смещаются в южном направлении.
Тогда в каждый переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса.
Следовательно, в каждом переходном климатическом поясе поочерёдно действует одна из воздушных масс соседних с ним основных климатических поясов.
Правило, которое следует записать в тетрадь и выучить:
Летом в переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса со стороны экватора (Экватор = тепло = лето).
Зимой в переходной климатический пояс придёт воздушная масса из соседнего основного пояса со стороны полюса (Полюс = холод = зима).
Задание 6
Показать на тренажёре перемещение воздушных масс в субэкваториальный пояс летом северного полушария.
Задание 7
Показать на тренажёре перемещение воздушных масс в субэкваториальный пояс зимой северного полушария.
Такие тренировочные упражнения можно повторить со всеми типами переходных климатических поясов. На следующем уроке закрепление материала начинается с работы с тренажёром.
Такая форма работы возможна и при изучении климата отдельных материков, если в этом возникнет необходимость.