Цели: повторить и систематизировать полученные знания по теме «Кинематика»; повышение интереса к физике; развивать у учащихся умение работать в группе; активизация познавательной деятельности учащихся.
Ход урока
I
Ребята! Сегодня у нас особый урок! Мы закончили изучение раздела «Кинематика». Пройденное надо повторить, да так, чтобы было интересно. Поэтому сегодня урок проведём в игровой форме. Для этого организуем три команды.
Напоминаю вам из уваженья,
Что тот не будет побеждён,
Кто в знаньях физики силён!
II
В начале проведём разминку, сделаем это с помощью тестирования. Каждый из вас получит лист с вопросами, к каждому из которых даны по 3-4 варианта ответа, верным является только один. В таблицу ответов, напротив номера вопроса вы записываете букву, под которой, по-вашему, находится верный ответ, не забудьте подписать свою работу. На это вам даётся 2 минуты. Каждый верный ответ – 1 балл.
Таблица с верными ответами (для простоты проверки варианты ответов одинаковые)
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
№ ответа | А | В | Б | В | Б | Б |
На доске вы видите правильные варианты ответов. Проверьте и назовите число заработанных вами баллов. (Запись баллов, набранных каждой командой, осуществляется на доске.)
III
Тема следующего конкурса «Относительность движения». Форма проведения, эстафета. Каждая команда получает листок с заданием. Ваша задача, по очереди, как можно быстрее дописать неоконченные предложения. (по 1 баллу за предложение) Команде, которая первая выполнит эстафету добавляется 1балл.
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ МЕХАНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
Задание № 1.
а) Этот дом стоит на месте, т.е. покоится относительно ________________ и движется относительно __________________________.
б) Сплавщик леса стоит на плоту, который плывёт по реке. Сплавщик покоится относительно _____________________________ , Движется относительно _____________________________________ .
Задание № 2.
а) Мост через реку находится по отношению к пролетающему самолёту __________________________________ .
б) Самолёт, летящий в строю эскадрильи, находится относительно других самолётов _________________________ .
Задание № 3.
а) Вода в реке движется со скоростью 2м/с относительно берега. По реке плывёт плот. Какова скорость плота? Относительно берега __________ , относительно воды ____________ .
б) С какой скоростью движется самолёт относительно летящего с такой же скоростью встречного самолёта, если его скорость относительно Земли равна 800км/ч? _____________.
Проверка. Команды зачитывают свои варианты ответов.
IV
Следующий конкурс – графический аукцион. Каждая команда получает по три графика зависимости скорости движения от времени движения. В течении 3-4 минут готовитесь к тому, чтобы назвать как можно больше данных, взятых вами из графиков.
Варианты ответов:
- начальная скорость,
- характер движения,
- конечная скорость,
- ускорение,
- время движения,
- пройденный путь,
- момент времени, когда скорости равны.
Подсчёт набранных баллов за аукцион.
V
И в заключении посмотрим, на сколько хорошо вы умеете решать задачи.
У всех команд задачи одинаковые, всего их 7. Каждый из вас выбирает задачу(задачи), которую он может решить за следующие 5-7 минут. Каждая задача оценивается определённым количеством баллов, которые будут записаны на счёт команды. Вы на своих листах пишете свою фамилию и номер выбранной задачи, оформляете решение, которое сдадите мне. За решение задач каждый из вас получит оценку. Если кто-то успеет решить несколько задач, очень хорошо. Приступайте.
Задача № 1. Гоночный автомобиль трогается с места и за 5с разгоняется до скорости 75м/с. Определите ускорение автомобиля.
Задача № 2. Определите тормозной путь автомобиля, если его торможение длилось 2с при ускорении 5м/c2.
Задача № 3. Поезд трогается с места с ускорением 0,05м/c2. До какой скорости он разгонится за 3мин?
Задача № 4. Трактор, движущийся со скоростью 36 км/ч, начинает тормозить и через 5с останавливается. Какой путь он успевает пройти за это время?
Задача № 5. Вентилятор, вращаясь с постоянной скоростью, за 2мин совершает 1200 оборотов. Определить частоту вращения вентилятора и период обращения.
Задача № 6. За какое время скорость мотоциклиста увеличится от 0 до 72км/ч, если его ускорение 2м/c2?
Задача № 7. Период вращения винта вертолёта 0,2с. Сколько оборотов совершает этот винт за 10мин?
VI
Следующий конкурс поможет нам повторить определения физических явлений, величин и их единицы измерения.
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то у вас получится ключевое слово, которое и нужно назвать.
Вопросы:
- Физическая величина равная произведению скорости на время движения.
- Физическая величина характеризующая быстроту изменения скорости.
- Линия, по которой движется тело.
- Изменение положения тела относительно других тел, с течением времени.
- Время, за которое происходит одно полное колебание.
- Движение по прямой линии.
- Физическая величина, показывающая какое расстояние проходит тело за единицу времени.
- Единица измерения времени.
- Количество колебаний, совершаемых в единицу времени.
VII
Если позволяет время, то задачи можно проверить в классе, если нет, то подводим итоги соревнования и награждаем победителей.