Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Истоки» разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Истоки» соответствует требованию ФГОС НОО (далее – Стандарт), который призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
- Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
- Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- Обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно-деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Содержательной целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.
В качестве задач выдвигаются:
- освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре;
- развитие мотивации к саморазвитию.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
Управленческий – развитие управленческих способностей;
Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.
Направленность: социально-педагогическая.
Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания и культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом, и особенно для педагогической деятельности.
Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть и безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое и бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.
Цель: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.
Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию сути Истоков;
- Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного);
- Развивать образное и логическое мышление;
- Формировать навыки продуктивного диалога и сотрудничества.
- Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа и великой литературы.
Отличительная особенность.
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1-4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Истоки» в рамках начальной школы.
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Возраст детей: 8 лет.
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.
Содержание программы
Учебный курс «Истоки» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.
Главными целями этого курса во 2-м классе являются:
- раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
Базовое содержание курса «Истоки-2» объединено в четыре тематических блока - «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.
Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.
Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с теми основаниями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих. Реализуя задачи развития культуры здоровья учащихся, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
- формирование навыков и умений, необходимых для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья;
- укрепление желания каждого ребенка самостоятельно находить резервы здоровья в себе самом в любых жизненных условиях;
- привитие любви к труду как значимой основе жизни и личностного совершенствования;
- раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования.
№ | Название темы занятий | Кол-во часов |
1 | Родной очаг | 10 |
2 | Родные просторы | 8 |
3 | Труд земной | 8 |
4 | Труд души | 8 |
Итого: | 34 |
Тема раздела | ||
Социокультурные цели и задачи, методы достижения | Родной очаг | Родные просторы |
Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, введение его в круг важнейших социокультурных ценностей |
||
Содержательные цели |
Вывести детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближайшей окружающей среде (забота, любовь, согласие, ответственность каждого за престиж семьи, рода, деревни, города) |
Дать социокультурную характеристику родной природы включая ее в сферу деятельности человека и подвести ребят к осмыслению необходимости бережного отношения к природе |
Развивающие цели Развитие целостного восприятия и элементов мышления Развитие чувствования Использование активных форм обучения
Развитие мотивации и использование Системы вознаграждения |
Развитие единого контекста в группе |
|
Определение особого восприятия учащихся |
Выход на особое восприятие и мышление |
|
Через:
|
||
1. Создание положительного настроя на развитие |
||
2. Умение получать отклик в кинестетике |
Умение получать обратную связь в паре |
|
3. Создание ресурсного места |
||
Общение в паре. Ориентация на взаимопонимание. Умение приходить к согласию. Освоение единого понятийного аппарата аналогового общения. Результат: навык общения в паре |
Развитие общения в паре. Результат: активнодействующая двойка |
|
Использование технологий присоединения |
||
Подготовка к общению на уровне «Взрослый» (В) – «Взрослый» (В) |
Общение на уровне «В» – «В» между учителем и учащимся |
|
Развитие мотивации совместного успеха |
||
Вознаграждение одобрением, проявление цикличности |
||
Вознаграждение взаимопониманием (учитель - учащийся) |
Вознаграждение взаимопониманием (пары) |
ТЕМА РАЗДЕЛА | ||
Социокультурные цели и задачи, методы достижения | Труд земной | Труд души |
Развитие способностей выявлять, чувствовать, развивать истоки |
||
Содержательные цели |
Осмысление детьми различных видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей (трудолюбие, добросовестность и т.д.) |
Осмысление истоков интеллектуальной, нравственной и духовной жизни человека и общества |
Развивающие цели Развитие целостного восприятия и элементов мышления
Развитие чувствования Использование активных форм обучения
Развитие мотивации и использование системы вознаграждения |
Самоутверждение личности и группы |
|
Развитие целостного восприятия и элементов мышления |
||
Развитие умения присоединяться к восприятию партнера и умения излагать мысли |
Присоединение к восприятию группы, присоединение к мышлению группы |
|
Через:
|
||
Кинестетический отклик в группе, переживание за группу |
||
Социокультурное наполнение категорий и развитие социокультурного пространства |
||
Формирование четверок с учетом особого восприятия, наличия лидера, эмоциональной совместимости. Выбор лидеров. Результат: навык общения в четверке. |
Развитие делегирования и синергизма, в группе и между группами. Результат: активнодействующая четверка. |
|
Общение на уровне «В» – «В» между учащимися, между учителем и учащимися. |
||
Развитие ресурса успеха каждого учащегося, развитие групповой мотивации и единого контекста самоутверждения. |
||
Вознаграждение интересом и взаимопониманием (четверки) |
Вознаграждение действием (делегирование) |
Особое внимание в системном подходе уделяется разработке социокультурного инструментария, который оказывает воздействие на восприятие, мышление, чувствование, развивает духовность.
Социокультурный инструментарий – это учебные пособия, тренинги, тексты, содержащие социокультурные категории, аудиовизуальный ряд, дидактические материалы.
Необходимо правильно преподнести материал, развивая целостное восприятие, мышление, сопереживание, ресурс успеха, социокультурные ценности.
Используя текст учебника, организуя работу в тренинге, учитель должен помнить, что главной целью является изменение восприятия учащихся. Поэтому необходима последовательность и системность в использовании инструментария, логическая взаимосвязь его на каждом этапе.
Словесный социокультурный инструментарий подкрепляется аудиовизуальным рядом, выполнением заданий в дидактическом материале и рабочей тетради, далее идет прочувствованное восприятие содержания в тренинге.
Активные формы обучения являются основой учебного процесса социокультурного системного подхода к истокам в образовании. В практических занятиях участвует вся группа учащихся, получая посредством обратной связи объективную оценку своего развития.
Активные формы обучения (социокультурные тренинги) – это интенсивное или высокоинтенсивное обучение, осуществляемое по определенным технологиям. Тренинг является важной составляющей частью урока.
В Истоковедении особое значение имеет системная разработка активных форм. (Истоки, 2 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. М., TBS. 2000, 80 с.) Тренинг логически вписывается в ход урока, включая в активную деятельность всех учащихся.
Каждый тренинг заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, происходит переоценка прожитого ребенком, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения учитель фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии.
Участвуя в тренингах и упражнениях, ребята закрепляют осваиваемые знания на уровне технологий, включают их в свой жизненный опыт, формируют целостную систему ценностей. Они становятся активными участниками событий, воспринимают информацию «изнутри», что позволяет переоценить личный опыт, получить новое видение.
Дети осваивают коммуникативные навыки, учатся правильно общаться друг с другом, приобретают управленческие умения, развивают стратегическое мышление, ресурс успеха.
Каждый тренинг выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:
- Осваиваются понятия, новое значимое содержание (содержательный аспект);
- Приобретается опыт общения (коммуникативный аспект);
- Развиваются управленческие способности (управленческий аспект);
- Развивается мотивация к обучению, появляется желание творить добро, поделиться впечатлениями, повторить успешные действия (психологический аспект);
- Приобретается, восполняется социокультурный опыт, изменяется восприятие (социокультурный аспект).
Таким образом, в основе методики преподавания предмета «Истоки» – виды деятельности, формирующие социокультурную основу личности.
Преподаватель развивает целостное восприятие учащихся с использованием всех модальностей, осуществляя выход на особое восприятие каждого, общаясь на едином аналоговом уровне.
Уже во 2-м классе, используя социокультурные тренинги, учитель выходит на развитие элементов целостного мышления учащихся. Материал излагается с учетом способностей к ассоциированному и диссоциированному восприятию.
Личность ученика развивается при групповом способе обучения, где главной задачей учителя является создание рабочего настроения и формирование ресурса успеха каждого ребенка. Учитель применяет различные способы вознаграждения учащихся для поддержания их мотивации. В конечном итоге ребята научаются самостоятельно использовать социокультурные технологии, через сотрудничество идут к самоутверждению и саморазвитию. Ни один элемент социокультурного системного подхода не должен выпадать из процесса, только в этом случае деятельность будет результативной.
Важно с самого начала представлять последовательность шагов, временные рамки каждого этапа, четко структурировать учебную деятельность, периодически анализируя результат.
Учителю необходимо видеть и ощущать принципиальное отличие предмета «Истоки» от других предметов об окружающем мире. Здесь нет природоведческой направленности, здесь иное, социокультурное наполнение понятий. Изучая категорию «Лес», необходимо в первую очередь сделать лес «живым», «разговорчивым», понять его нравственную сущность. Мы говорим не просто о хозяйственном освоении моря, а наполняем его нравственно-духовными ценностями. Важно правильно расставить акценты, делая упор на непреходящие вечные ценности и их истоки, переосмысливая их и внося в известные понятия новое социокультурное содержание.
Содержание курса (34 часа)
Родной очаг (10 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родите-лей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (8 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяется сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют – труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- умение вести продуктивный диалог и сотрудничать;
- расширение кругозора и словарного запаса.
- освоение первичных базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно-методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Базовый социокультурный ряд
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм.
Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Примерная тематика творческих работ:
- Мини-сочинение по пословице «Доброе имя накапливается по капельке, а уносится потоком»
- Сочинение – рассуждение «Что значит дорожить доброй молвой о семье»
- Мини-сочинение «Малая родина моих родителей»
- Мини-сочинение «Что бы вы хотели изменить в своем городе?»
- Сочинение – рассуждение «Какие качества раскрывает в человеке путь-дорога?»
- Сочинение – рассуждение Почему ярмарки сближают людей?
- Нарисовать обложку любимой книги.
Календарно-тематическое планирование – Приложение 2
Использование медиаресурсов:
- История русского быта, «Новый диск»
- DVD и видеофильмы: «Троице-Сергиева лавра», «Соловецкий монастырь», «Земное и небесное»,
- Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»
- Прогулки по достопримечательностям Москвы, «Новый диск»
- Золотое кольцо России, «Новый диск»
- Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»
- Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология – ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной,
- текущий,
- тематический,
- итоговый
Форма контроля:
- оценивающий тренинг
Методические пособия
№ | Автор, издание |
1 | Учебник «Истоки», 2 класс А.В. Камкин |
2 | Рабочая тетрадь 2 класс (1,2 часть) Авторы: В.С. Воронцова, М.Ю. Дудкина |
3 | О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». |
4 | Методическое пособие «Активные формы обучения - 2», Воронцова, М.Ю. Дудкина |
5 | Истоковедение, том 1, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год |
6 | «Программа для начальной школы», 2 класс составитель А.В. Камкин |
Список литературы:
- Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
- Воспитание на социокультурном опыте. - М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1997. - 96 с.
- Зеньковский В. В. проблемы воспитания в свете христианской антропологии/ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 272 с.
- Истоковедение. Том 1. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 320 с.
- Истоковедение. Том 2. Отв. ред. И.А.Кузьмин, Л.П.Сильверстова. М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. - 368 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ 2-е изд. Отв. ред. Л. Е. Курнешова. М.: «Карапуз», 2001. - 304 с.
- Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицына В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. 1-4 классы. Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
- Кузьмин И.А., Камкин А.В. «Истоки». Программа для начальной школы. М.: Технологическая школа бизнеса. 1997.
- Рожков М.И. «Организация воспитательной работы в школе». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр. 2001.