Прибавить и вычесть число 3. Решение текстовых задач

Разделы: Начальная школа


Педагогическая цель: Создать условия для закрепления умения прибавлять и вычитать число 3; развития навыков счета, умения составлять и решать задачи.

Планируемый результат: уметь прибавлять и вычитать число 3; составлять и решать простые задачи.

Формирование УУД:

  • Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.
  • Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски (контрольного листа).
  • Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
  • Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Основные понятия:Прибавить, вычесть; задача: условие, вопрос, решение, ответ.

Ресурсы:

  • основные: Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 1 класс. I ч.
  • дополнительные: Карточки с заданиями, контрольные листы для самопроверки.

Организация пространства: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Методы и приемы: Диалогические, наглядные, практические.

Ход урока 

Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты, Формируемые УУД

1. Организация начала урока (мотивация к учебной деятельности)

 

Создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Учитель:

В школу мы пришли учиться, Слайд 2
Не лениться, а трудиться.
Сядем прямо, не согнемся,
За работу мы возьмемся.

Учитель:

Ребята, проверьте, правильно ли вы сидите и за работу. Сегодня к нам пришел гость. А кто он догадайтесь сами:

Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …

Снеговик предлагает нам отправиться в путешествие за елкой для новогоднего праздника.

Приветствуют учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 

 

 

Отгадывают загадку.

Ответ – Снеговик.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

 

2. Постановка учебной задачи

Определить тему урока, цель на основе

анализа своих знаний.

Учитель:

Ребята, так как у нас урок математики, то нам необходимо будет выполнять математические задания и воспользоваться своими знаниями. Вспомним, чему мы научились на предыдущих уроках? Слайд 2

Какую цель поставим для себя?

Тема нашего урока?

 

Прибавлять и вычитать 3, решать задачи, измерять и чертить отрезки.

– вспомним и применим свои знания

Сегодня на уроке мы повторим способы сложения и вычитания +,-3. Будем решать задачи, сравнивать длины отрезков, фигуры

Регулятивные: принимать участие в обсуждении и формулировании учебной задачи урока

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя, оформлять свою речь в устной форме на уровне одного предложения

3. Актуализация знаний.

 

 

Устный счет

 

 

Научить применять приобретённые знания, организовать автоматизацию умственных действий.

Учитель: Итак, отправляемся за ёлкой. Посмотрите, пошел снег. Давайте посчитаем снежинки: 5-3, 6-3, 10-3, 9-3, 8-3, 7+3, 4+3, 6+3. Слайд 3

Учащиеся с помощью карточек из математического набора показывают ответ.

Предметные: знать названия и последовательность чисел от 1 до 10, компоненты сложения, выполнять сложение и вычитание вида  + 3,  – 3.

 

 

Решение и составление задач.

 

 

4. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверить уровень приобретённых знаний.

Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли сосчитать снежинки на земле, на деревьях? Слайд 4

Какие снежинки мы можем сосчитать?

Прочитайте задачу.

Поставьте вопрос к задаче.

Объясните, какая схема подходит к задаче?

Назовите условие, вопрос, решение, ответ.

Измените, условие задачи так, чтобы она решалась действием вычитанием.

Запишите решение самостоятельно.

Выполнение задания № 1 на проверочном листе: Составьте схему к задаче, запишите решение и ответ.

Сосчитать снежинки нельзя, так как они очень маленькие, на руке они таят. Можно сосчитать снежинки, вырезанные из бумаги, нарисованные на листе.

Маша вырезала 6 снежинок.
Вера вырезала 3 снежинки.
Сколько всего снежинок вырезали девочки?

Схема справа.

Маша вырезала 6 снежинок. Она подарила 3 снежинки Вере. Сколько снежинок осталось у Маши?

Учащиеся с помощью карточек из математического набора выкладывают решение задачи.

Предметные: уметь составлять задачи на основе предметных рисунков, произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач

Коммуникативные: уметь рассуждать и анализировать условие задачи, аргументировать свою позицию, свой ответ; ясно формулировать ответы на вопросы учителя

Личностные: выслушивать мнения других

Предметные: выполнять сложение и вычитание вида  + 3,  – 3.

 

 

Измерение отрезков. Сравнение чисел.

 

 

 

 

 

Проверить уровень приобретённых знаний.

Учитель: Ребята, пока мы считали снежинки, Снеговик своей волшебной метлой подметал лесные тропинки, расчищал нам путь. Длина метлы 9 см. Слайд № 5

В задании № 2 есть отрезок такой же длины. Выполнение задания № 2 на проверочном листе: Начертите на проверочном листе 2 отрезка: один больше, другой меньше данного. Запишите длины отрезков в окошки и сравните, поставив знаки >,<, =.

 

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию, свой ответ, анализировать свои действия и управлять ими.

Познавательные: ориентироваться на проверочном листе.

Предметные: уметь пользоваться линейкой для измерения отрезков, записывать результат проведенных измерений и проводить сравнение.

5. Физкультминутка

 

Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

Выполняют движения по тексту, осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физминутке.

Регулятивные: уметь осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

 

 

Приемы вычитания и сложения числа – устная и письменная проверка вычислительных навыков.

 

6. Закрепление изученного материала

 

Проверить уровень приобретённых знаний.

Учитель: Ребята, наш Снеговик сделал из снега много снежков для игры, но вот беда он так увлекся делом, что потерял в снегу варежку. Надо помочь её найти. Будем играть в снежки и найдем варежку. Слайд 6

Выполнение задания № 3 на проверочном листе (решение примеров). Слайд 7

Снеговик выбрал самую высокую и стройную елочку, повесил яркие шарики. Но вот беда, они не загораются. Как вы думаете, какое задание мы должны выполнить, чтобы их зажечь?

Слайд 8

Вот теперь наша елочка засверкала огоньками.

Ученики по одному называют примеры и ответы.

5-3,3+3,4+3,9-3, 3+0, 7+3, 10-3-3

 

 

Мы должны вспомнить и рассказать, как получить 10

(состав числа 3).

Предметные: выполнять сложение и вычитание вида  + 3,  – 3, знать состав числа 10.

 

Физминутка для глаз.

 

Задание на смекалку: сравнение, анализ, классификация объектов.

Учитель: Посмотрите, какие игрушки можно повесить на елочку. Если бы вы делали набор елочных игрушек, какая бы игрушка могла быть лишней? Дайте разные ответы. Слайд № 9

Вспомните, по каким признакам мы можем проводить группировку предметов?

 

– цвет, размер, форма, количество.

Ответ 1: лишняя 4 картинка, т.к. она заключена в круг в отличии от остальных.

Ответ 2: лишняя 1 картинка, т.к. на ней изображены 3 снежинки, а на других по две.

Ответ 3: лишняя 3 картинка, т.к. эта фигура голубого цвета, а все остальные синего.

Ответ 4: лишняя 2 картинка, т.к. она обведена красным цветом, а другие синем.

Предметные: сравнивать и анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на уровне, доступном для первоклассника.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов решения заданий, проявлять творческий подход к выполнению заданий, уметь анализировать свои действия и управлять ими.

7. Подведение итогов.

 

 

 

 

Подведение итога проделанной работы, осуществляют оценку своей деятельности

Как вы думаете, мы справились с заданием?

Почему? Слайд № 1

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

– Что мы с вами повторяли?

– Что было самым интересным?

– А что было сложным, трудным?

Мы справились.

Потому что выполнили все задания.

Повторить все, чему научились, что узнали.

Как решать и составлять задачи, как прибавлять и вычитать 2,3, как сравнивать числа, длины отрезков.

Личностные: принятие внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.

Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности себе и класса

8. Рефлексия

Проверка способности к самооценке, как личностный результат

Я хочу, чтобы вы показали с помощью смайликов ваше настроение. А как вы думаете, какое настроение у меня?

Очень хорошее. А почему?

Потому что вы все хорошо поработали.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши нам всем пригодились!

(учитель дарит каждому ученику снежинку)

с помощью смайликов показывают настроение

Список использованной литературы:

  1. Е.П. Фефилова, О.А. Мокрушина, О.И. Дмитриева Поурочные разработки, по математике: 1 класс – 4-е издание. – М: ВАКО, 2011.
  2. М.И. Моро Математика: 1 класс. – М: Просвещение, 2011.

Интернет-ресурсы: Текст физкультминутки – umm4.com/raznoe/stixi-dlya-detej-pro-snezhinki.htm