Цели и задачи темы
- познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;
- закрепить представления детей о социально-нравственном значении совместной работы людей;
- прививать трудолюбие как социально значимое человеческое качество.
Тип урока: формирование новых знаний и ценностного отношения к ним.
Планируемый результат
- умение называть последовательность трудовых операций в работе со льном;
- называть ткани из шерсти, хлопка, льна;
- определять особенности льняной ткани.
Предметные результаты:
- называть последовательность трудовых операций в работе со льном;
- определять особенности льняной ткани.
Метапредметные результаты:
- распределять операции между собой в группе для выполнения задания учителя;
- исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки ткани из разных природных материалов – шерсти, хлопка, льна;
- реконструировать по картинкам последовательность трудовых операций в старинной работе со льном;
- обобщать итоги совместной работы.
Личностные результаты:
- осознавать нравственное значение совместной работы людей;
- испытывать уважение к такому значительному человеческому качеству, как трудолюбие;
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом,
- контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Познавательные:
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- cравнивать и отмечать общее и различное в сезонной женской работе со льном у разных народов.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки;
- уметь работать в группе.
Оборудование: семена льна, масло льняное, предметы домашнего обихода из льна: салфетки, скатерть, наглядный и раздаточный материал: лоскуты различных тканей, в том числе тканей из льна, ручная прялка, веретено, самопрялка, пакля, кукла-льняница.
Межпредметные связи
- литературное чтение, технология
Ресурсы:
- Учебник “Окружающий мир” 2 класс А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая
- Методическое пособие, компьютер, мультимедийнный проектор, экран, презентация
Организация пространства
- Работа фронтальная, индивидуальная, в группах
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II. Проверка домашнего задания.
Обучающая структура ТАЙМД РАУНД РОБИН
Выступление учащихся, с творческим заданием - подготовить и принести изделия, сделанные руками ваших бабушек и мам, а также кратко рассказать о них за определенное время.
- Ребята, а как вы думаете, в какое время года, все эти работы наши бабушки делали? (Осенью, когда все работы на полях были давно завершены, была закончена уборка урожая.)
Да в старину, особенно у женщин в это время было много забот.
Давайте вспомним, при каких совместных работах люди пели песни и играли? (когда женщины собирались вместе и рубили капусту на зиму и чтобы скоротать эту работу, они дружно это делали с песнями)
III. Мотивация к теме урока.
- Как вы думаете, почему я вас об этом спрашиваю?
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Наверное, мы будем говорить ещё о какой-то работе)
- А сейчас послушайте загадку
ЗАГАДКА
- В поле рос, скатерть принёс? (лён)
Если дети затрудняются ответить, предложить ребус.
, АЛЁНКА,, - - - - - - - - - - - - -ЛЁН
(СЛАЙД 1)
- А что такое лён? (это трава)
- Дети это не простая трава, а культурное растение.
(Слайд 2)
- До чего красив цветущий лён, всё поле в голубых цветочках.
IV. Проверка индивидуального задания
- А сейчас нам Ландыш расскажет, что она узнала про лён.
(Рассказ о льне)
Одежда из льна стоит дорого и её мало производят, а раньше люди на Руси носили в основном льняные вещи. Лен – почти забытая культура в наших деревнях: невыгодно, трудоемко, неперспективно. Утрачиваются навыки ручной обработки льна, которые из поколения в поколение передавались мастерицами.
Но мы должны помнить, что в хозяйстве России всегда были две главные культуры – рожь и лен. Мы не должны забывать трудовые традиции своего народа.
V. Проблемная ситуация (СЛАЙД 3)
Ребята, а сейчас обратите внимание на эти изделия , которые находятся на выставке в нашем классе (полотенца, скатерти , салфетки, стриша из льна) которые бережно хранятся от бабушек, пробабушек и можно смело сказать , что эти изделия стали музейными экспонатами. На перемене можно подойти и поближе всё рассмотреть.
(Показ образца салфетки, лоскуты из льна) дети изучают, трогают.
Ребята, а о чём вы думаете глядя на эти вещи и на цветущее поле
Какие мысли у вас возникают (А как делали такие вещи?)
VI. Работа по теме урока
- Кто догадался, о чём же будем говорить на уроке?
- Что бы вы хотели узнать согласно нашей теме?
- Какие цели поставим ?
(Старинная женская работа.Будем знакомиться с последовательностью обработки льна, льняной пряжи и ткани.)
- Да, мы сегодня познакомимся с важнейшей старинной женской работой, как женщины получали льняную ткань из этого растения.
ЗАДАНИЕ (работа в группе) Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД
Но прежде чем послушать мой рассказ я вам предлагаю задание.
Встаньте, задвиньте стулья подоидите к одному столу, где лежит красивый наглядный материал по обработке льна с названиями этапов работы.
Ваша задача, как вы считаете с вашей точки зрения правильной, не зная ещё порядок обработки, внимательно рассмотреть, в такой последовательности попробуйте выкладывать. (Это будет 1 шаг).
- А, сейчас вашему вниманию предлагаю послушать и посмотреть презентацию.
Возможно ваши утверждения могут измениться. (2 шаг).
Итак, внимательно слушайте.
Рассказ учителя
(Слайд 4)
Ранней весной нужно было вспахать поле и посеять лён. Эту работу делали мужчины. Приметы дня: Кукушка закуковала — пора сеять лен.
(Учитель показывает семена льна.)
Сеяли лён обычно мужчины, доверяли эту работу самым искусным сеятелям. Сеять старались утром или вечером. Когда поле покрыто росой, в тихую тёплую погоду, чтобы ветер не разносил семена по сторонам.
(Слайд 5)
Далее вся работа по уходу за посевами ложилась на плечи женщин Они следили, чтобы лён не зарос сорняками, чтобы его не погубили вредители или болезни. Созревает лён за 11-14 недель: “Лён две недели цветёт, четыре недели спеет, а на седьмую неделю семя летит”.
Как отцветёт лён, созреют на нём семена, приступали к работе. Лён не косят, не жнут, а рвут. В отличие уборки таких культур как рожь, пшеница, которые убирали серпом.
(Показ гербария льна)
(Слайд 6)
Из коробочек льна получали семена, а из семян целебное льняное масло, которое широко применяется в медицине ( при воспалении слизистой оболочки желудка, воспалении слизистой оболочки рта и глотки , при раздражающем кашле.)
(Показ масло льна на цвет , запах.)
(Слайд 7)
Снопы с длинными стеблями сначала вымачивали прямо в речке, придавив стебли к камням. Зелёная часть растений вымывалась проточной водой, оставались только прочные волокна.
(Слайд 8)
Затем их сушили на специальных полках.
(Слайд 9)
Затем мяли, на специальных мялках, чтобы сделать его мягче.
(Слайд 10)
Затем лён трепали, отделяя от древесной части стебля от остатков оболочки – кострики. Лён трепали разными способами - ударяя волокном об столб или стену, но чаще это делали, используя “трепало” - лёгкую дощечку из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы.
(Слайд 11)
Следующий этап это – ОЧЕСЫВАНИЕ
Чесали лен специальными щётками. Всю эту сложную работу женщины, выполняли вместе с песнями и беседами.
(Слайд 12)
Затем женщины садились за прялки и руками скручивали из кудели (Кудель-короткое путаное волокно) из которой пряли пряжу – это нити!
(Демонстрация на ручной прялке получение нити)
(Слайд 13)
А уж из нитей на ткацком станке ткали льняное полотно. Выполняли эту работу ткачихи.
Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна автоматизировано и выполняют станки на ткацких фабриках.
(Слайд 14)
Такая получалась ткань. Здесь мы видим отбеленную ткань и натуральный холст. (Холсты используют для написания картин)
Из тонкой ткани шили одежду, предметы домашнего обихода, а из плотной – полотно для парусов
(Слайд 15)
На этом слайде мы видим готовые изделия домашнего обихода из льна
(Слайд 16)
На этом слайде мы старинные рубашки и современную женскую одежду.
VII. ФИЗМИНУТКА
Закройте глаза и представьте себя бабочкой на льняном поле.
- Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз-росой она умылась,
Два-изящно покружилась,
Три-нагнулась и присела,
На четыре-полетела!
VIII. Первичная проверка знаний (проверка работы в группе )
- Как вы думаете, ваши ответы изменились после просмотра?
- Почему? (3 шаг)
Итак, давайте перечислим, что сначала делали?
Сеяли, выращивали, мочили, сушили, мяли, трепали, очёсывали, ткали, затем только получали ткани, а из неё шили одежду.
Вот, теперь мы знаем, как трудна была работа, а выполняли ее только женщины, которые являлись еще и мамами.У наших мам также нелегкая работа, и вы должны им помогать, во всём.
IX. Закрепление изученного материала.
Работа по тетради.
- А теперь откройте свои рабочие тетради на стр. 46-47 и по памяти выполните задание №1, №3
- Какой по счету рисунок вы выбрали (2)
- Откройте учебники и самостоятельно проверьте №3.
Обучающая структура ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН
Если высказывание верное, то тэйк оф – встать, если неверное, то тач даун –сидеть.
Задания:
- Лён – культурное растение, дающая красивую прочную ткань. (да)
- Сеют лён в конце августа. (нет)
- Сеяли лён мужчины в середине мая, наблюдая за погодой. (да)
- Обрабатывали лён женщины , дети.(да)
- Из семян льна получают полезное масло.(да)
- Цветы льна имеют жёлтую окраску.(нет)
- Всю работу женщины выполняли сообща, дружно с песнями, весёрыми разговорами.(да)
X. Рефлексия деятельности.
(Самооценка деятельности ученика по смайликам).
- Ребята, понравился ли вам урок?
- Оцените свою работу на уроке, если вам понравился урок и вы всё поняли, то поднимите смайлик на красном фоне с отличным настроением, если вы что-то не поняли, то смайлик на зелёном фоне, урок не понравился был не интересным- покажите жёлтый смайлик.
XI. Итог урока.
Сделаем вывод. Итак, о каком растении, дающим прочную красивую ткань, мы сегодня узнали?
Как должны были трудиться женщины, чтобы всю работу сделать быстро? (дружно, сообща)
- Что можно в классе делать сообща, небольшими группами? (дежурить, рисовать стенгазету) вот и кукла-льняница Мадины, сделанная своими руками объединяет, сплачивает три поколения.
А у меня для вас тоже есть сюрприз Кукла-льняница . В старину мастерицы из очёсков льна , остатков пряжи, кусочков ткани делали куколок-льняниц, которых они называли помощницами в нелёгком труде.
Домашнее задание:
1. Прочитать текст в учебнике с.74-77 (читать), ответить на вопросы с.77.
2. Выполнить задание 2 (с.46) в рабочей тетради.