«Интеллектуальное казино». 11-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 11


Внеклассная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык и литература не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главной задачей во внеклассной работе является развитие у школьников интереса к родному языку и литературе, воспитание потребности изучать его. Педагогами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом и сделать его любимым.

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку и литературе, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

  1. воспитание коммуникативной культуры школьников;
  2. расширение и углубление запаса знаний учеников, формирование лингвистической компетенции:
  3. выявление и поддержка лингвистически одарённых учащихся;
  4. поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку и литературе;
  5. развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Предлагаем игру для учащихся 11-х классов, которая позволит проверить не только знания учащихся по изученному материалу, но и получить дополнительные сведения на опережение изучаемых тем. 

Целевая аудитория: учащиеся 11-х классов.

Цель: Воспитание познавательного интереса, развитие интеллектуальных способностей.

Оформление: на доске высказывания: «Учиться – всегда пригодится». «Ученье – свет, а не ученье – тьма»

Игровое поле зелёного цвета (разметка поля, как в казино), денежные номиналы 1 ум, 2 ум, 3 ум, 4 ум, 5 ум.

Ход мероприятия 

Ведущий: Добрый день, мои дорогие умницы и умники. Яприветствую вас в нашем интеллектуальном казино.

В цепи человек стал последним звеном.
И лучше все воплощается в нем.
Как тополь, вознесся он гордой главой.
Умом одаренный и речью благой,
Вместилище духа и разума он -
Весь мир бессловесных ему подчинен.

Пусть эти слова знаменитого Фирдоуси станут эпиграфом нашей сегодняшней встречи, а девизом – вольная интерпретация русской поговорки: «Плох тот хорошист, который не мечтает стать отличником».

Учитель: Готовясь к нашей игре, я провела опрос на тему: «Кто такие отличники и хорошисты? Ответы были самые разные, например, такие:

«Отличники – это умники, зубрилы, везунчики».

«Отличники – это зазнайки, терпеливые и усидчивые ребята, умные во всех вопросах». Но я о наших хорошистах хочу сказать еще и свое слово: многие из них занимаются спортом, посещают кружки, увлекаются музыкой, рисованием. Как же мы об этом забыли. Пускай же о самих себе наши хорошисты сегодня скажут сами. Они будут читать стихи собственного сочинения, играть на музыкальных инструментах; исполнять песни, танцы; представят свои рисунки, поделки и т.д.

Ведущий: А теперь начинаем нашу игру. Наше казино – это то самое место, где каждый, кто честен, смел и находчив, может заработать деньги своим собственным умом!. Только деньги у нас особенные! Это банкноты достоинством «Один ум». Помните? Как говорится, один ум хорошо, а два – лучше. А у нас, дорогие игроки, «умов» сегодня будет ровно по пять у каждого! В течение игры вы сможете как увеличить свое умственное состояние, так и стать банкротом, потеряв все свои таланты.

В игре вас ждут вопросы из области языка и литературы разной степени сложности. Делайте ставки, господа!.

Правила игры: В игре учувствует 3 человека. Игроки делают ставка на игровом поле в соответствии с тем, куда, как они думают, может попасть шарик. 

Ставки: Для того чтобы сделать ставку, нужно поставить деньги или сразу или по частям.

Прямая ставка:

А – ставка на один ум (ставится непосредственно на номер, на который делается ставка),

Б – ставка на 2 ума (ставка делается на два любых смежных номера, при этом деньги помещаются на линию, разделяющую два номера).

Условная ставка:

С – ставка на 3 ума (ставка делается на четыре номера. Поставить ставку нужно в угол пересечения четырех углов).е ведущий может использовать

Ставка на чет/нечет:

Ставка на 4 ума (ставка покрывает группу из 18 чисел, четных или нечетных. Фишки ставятся на одно из полей "раiг"или "impair».

Ставка Manque/ Passe:

Ставка на 5 умов (ставка ставится на группу из 18 чисел, фишки ставятся на одно из полей, обозначенных Mangue (1-18) и Passe (19-36).

Желаем успеха! Делайте ставки господа!

(Далее предлагаются речевые клише, которые ведущие могут использовать при переходе от одного тайма к другому).

Следующий вопрос выявит, насколько вам близок народный образ мыслей, народное остроумие. Итак, делаем ставки. Внимание, вопрос.

Один древний философ не уставал твердить: «Всё, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды».

Только я боюсь, что выбирать ответы вам сегодня придется очень быстро, иначе вы можете расстаться со своим «умом», в смысле денежкой.

Прошу вас сосредоточиться, следующий вопрос потруднее, из области ...

Кто хочет попытать счастья? Делаем ставки! Внимание вопрос!

Вы, наверное, слышали, что «риск – дело благородное».

Следующий вопрос ...

Кто сделает ставку, рискнет лишиться одного «ума», но рискует и тот, кто не сделает ставку – он потеряет возможность увеличить свое состояние. Внимание, вопрос!

Готовясь к сегодняшней игре, я выписала несколько мудрых выражений разных времен и народов.

Китайский философ Конфуций как-то сказал, словно для нас с вами: «Хорошо обладать природным дарованием, но упражнение, друзья, дают нам больше, чем природное дарование». Внимание, вопрос!

Мне так понравились мудрые мысли, что хочется их произносить вновь и вновь: «Мудрец способен судить о поэзии и музыке, хотя сам и не пишет стихов». Догадались, о чем это я?

Следующий мой вопрос из области поэзии. Кто будет делать ставки? Внимание, вопрос!

Знаете ли вы произведения 19 века. Если да, то смело делайте свои ставки! Ставки сделаны. Внимание, вопрос!

Однажды у Аристотеля спросили:

– Как же преуспеть ученикам?

– Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади, – быстро ответил тот, и был, конечно же, прав!

Итак, смелее делайте свои ставки, догоняйте первых, чтобы не оказаться с носом. Кто рискнет? Есть такие? Внимание, вопрос!

Приложение.