Программа «Азбука юного пешехода "Перекресток"»

Разделы: Начальная школа


Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи.

3. Принципы программы.

4. Методы и формы работы.

5. Этапы реализации программы.

6. Прогнозируемые результаты.

7. Условия реализации программы

8. Материально-техническое обеспечение.

9. Учебно-универсальные действия.

10. Учебно-тематический план.

11. Содержание программы.

12. Приложения

13. Список литературы.

 Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

– снизить учебную нагрузку обучающихся;

– улучшить условия для развития ребенка;

– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной безопасности.

(“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” от “6” октября 2009г. № 373)

Мы живем в такое время, когда из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.

В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия.  Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему  сохраняет свою активность.

Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.    

Цели программы:

  • охрана жизни и здоровья детей,
  • формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
  • практическая отработка во внеурочной деятельности Правил дорожного движения.

Задачи программы:

1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.

2. Развитие дорожной грамотности детей.

3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.

4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.

5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.

6. Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.

Особенности работы:

* имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

* cодержание работы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения;

* работа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах;

* развивает различные стороны психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;

* развивает общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; познавательные потребности; общая культура.

* развивает личность как индивидуальность, как субъект своего познания и своей жизни.

Принципы, лежащие в основе разработки программы

  • систематическое изучение правил дорожного движения,
  • осознанность в их усвоении,
  • постоянное наращивание количества изученного материала в соответствии  возрастными возможностями обучающихся.

Возраст детей: 7-8 лет.

Срок  реализации программы: 2 года.

Контроль за реализацией программы 

Контроль осуществляется один раз в полугодие в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.

Методы обучения:

- игра;

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- анализ потенциально опасных ситуаций;

- другие.

Формы работы:

- беседа;

- диалог;

- учебная игра;

- конкурс;

- викторина;

- соревнование;

- агитбригада;

- ролевая игра;

- практикум.

Программа реализуется по следующим этапам:

1. Дорожная “Азбука” - раздел, в котором обучающиеся знакомиться с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАИ (ГИБДД) и о работе регулировщика.

2. “Безопасность и правила безопасности на дороге” - раздел, где с обучающимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

3. “Оказание первой медицинской помощи” - раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных ситуаций, возможных на проезжей части; травмы, способы оказания первой медицинской помощи.

4. Воспитательная работа – раздел, представляющий игровые формы воспитательной работы для участников ТО, их публичные выступления на профилактических мероприятиях и конкурсах по профилактике ДДТТ.

Прогнозируемые результаты в ходе реализации программы.

В ходе реализации программы обучающиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая “Азбуку дорожных знаков”, принимая участие в конкурсных и игровых мероприятиях:

- закрепляют знания о правилах поведения на дороге;

- учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;

- могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

- узнают основные цвета светофора;

- узнают виды дорожных знаков, их назначения;

- сокращается количество ДТП с участием обучающихся;

- повышается уровень теоретических знаний по ПДД.

На занятиях-практикумах обучающиеся:

- получают навыки оказания первой помощи пострадавшему.

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо наличие помещения – профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения с видами и объяснением значения дорожных знаков, методической литературой для обучающихся. Необходимо наличие “Площадки безопасности”, медицинской аптечки для оказания первой медицинской помощи.

Материальная база для проведения работы по изучению
правил дорожного движения с младшими школьниками

  1. Мультимедийная техника.
  2. Интерактивная доска (изучение теории, ситуационных заданий)
  3. Разметка улицы (внутренний дворик в школе)
  4. Разметка улицы (рекреация школы)
  5. Стенды по дорожным знакам (комплекты плакатов)
  6. Аудиокурсы: “ПДД для малышей. Как вести себя на улице”.

“Лунтик учит правила”.
“Нескучные уроки: ПДД для детей”.
“ПДД для малышей: Маленький автомобильчик ищет друзей”.
“Правила дорожного движения для детей”.

  1. Проекты детей “Схема безопасного маршрута от дома до школы”
  2. Методические разработки внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения.

В результате работы по изучению курса учащиеся должны знать:

  • правила перехода проезжей части дороги;
  • опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Учащиеся начальной школы должны уметь:

  • переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
  • переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
  • переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у младших школьников:

  • устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, находясь на улице;
  • переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;
  • переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;
  • кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально отведенных для этого местах;
  • сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, пристегнутым ремнем безопасности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Виды универсальных учебных действий:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

У школьника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о транспорте, дорожном движении и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Приложение 1

Приложение 2

Литература

Нормативные документы:

1. Закон РФ “Об образовании” (1992 г.)

2. Конвенция “ О правах ребенка” (1989 г.)

3. Устав образовательного учреждения.

4. Закон РФ “О безопасности дорожного движения”.

5. Федеральная целевая программ “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”.

6. Правила дорожного движения.

1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ ред. В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.

2. Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.

3. Игровой модульный курс по ПДД./В. И. Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.

4. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А. В. Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.

6. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192 с. – (Мастерская учителя)