Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи.
3. Принципы программы.
4. Методы и формы работы.
5. Этапы реализации программы.
6. Прогнозируемые результаты.
7. Условия реализации программы
8. Материально-техническое обеспечение.
9. Учебно-универсальные действия.
10. Учебно-тематический план.
11. Содержание программы.
12. Приложения
13. Список литературы.
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:
– обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
– снизить учебную нагрузку обучающихся;
– улучшить условия для развития ребенка;
– учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении правил дорожного движения и культуру личной безопасности.
(“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” от “6” октября 2009г. № 373)
Мы живем в такое время, когда из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребенка и горе родителей.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою активность.
Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Возросло ДТП из-за несоблюдения детьми требований сигналов светофора. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Цели программы:
- охрана жизни и здоровья детей,
- формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
- практическая отработка во внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
2. Развитие дорожной грамотности детей.
3. Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
4. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
6. Разработать свой безопасный маршрут от дома до школы.
Особенности работы:
* имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
* cодержание работы основывается на современной концепции безопасности дорожного движения;
* работа строится на основе принципов концентричности, повторности и постепенного усложнения знаний о безопасности поведения на улицах и дорогах;
* развивает различные стороны психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
* развивает общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; познавательные потребности; общая культура.
* развивает личность как индивидуальность, как субъект своего познания и своей жизни.
Принципы, лежащие в основе разработки
программы
Возраст детей: 7-8 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
Контроль за реализацией программы
Контроль осуществляется один раз в полугодие в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.
Методы обучения:
- игра;
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- анализ потенциально опасных ситуаций;
- другие.
Формы работы:
- беседа;
- диалог;
- учебная игра;
- конкурс;
- викторина;
- соревнование;
- агитбригада;
- ролевая игра;
- практикум.
Программа реализуется по следующим этапам:
1. Дорожная “Азбука” - раздел, в котором обучающиеся знакомиться с правилами для всех участников дорожного движения, дорожными знаками, узнают о службе ГАИ (ГИБДД) и о работе регулировщика.
2. “Безопасность и правила безопасности на дороге” - раздел, где с обучающимися рассматриваются вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
3. “Оказание первой медицинской помощи” - раздел, где ребята рассматривают виды чрезвычайных ситуаций, возможных на проезжей части; травмы, способы оказания первой медицинской помощи.
4. Воспитательная работа – раздел, представляющий игровые формы воспитательной работы для участников ТО, их публичные выступления на профилактических мероприятиях и конкурсах по профилактике ДДТТ.
Прогнозируемые результаты в ходе реализации программы.
В ходе реализации программы обучающиеся, опосредованно знакомясь с правилами поведения на дороге, изучая “Азбуку дорожных знаков”, принимая участие в конкурсных и игровых мероприятиях:
- закрепляют знания о правилах поведения на дороге;
- учатся быть на дороге более спокойными, внимательными и рассудительными;
- могут оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
- узнают основные цвета светофора;
- узнают виды дорожных знаков, их назначения;
- сокращается количество ДТП с участием обучающихся;
- повышается уровень теоретических знаний по ПДД.
На занятиях-практикумах обучающиеся:
- получают навыки оказания первой помощи пострадавшему.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо наличие помещения – профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, где есть стенды с информацией о правилах поведения всех участников дорожного движения с видами и объяснением значения дорожных знаков, методической литературой для обучающихся. Необходимо наличие “Площадки безопасности”, медицинской аптечки для оказания первой медицинской помощи.
Материальная база для проведения
работы по изучению
правил дорожного движения с младшими
школьниками
- Мультимедийная техника.
- Интерактивная доска (изучение теории, ситуационных заданий)
- Разметка улицы (внутренний дворик в школе)
- Разметка улицы (рекреация школы)
- Стенды по дорожным знакам (комплекты плакатов)
- Аудиокурсы: “ПДД для малышей. Как вести себя на улице”.
“Лунтик учит правила”.
“Нескучные уроки: ПДД для детей”.
“ПДД для малышей: Маленький автомобильчик ищет друзей”.
“Правила дорожного движения для детей”.
- Проекты детей “Схема безопасного маршрута от дома до школы”
- Методические разработки внеклассных мероприятий по изучению правил дорожного движения.
В результате работы по изучению курса учащиеся должны знать:
- правила перехода проезжей части дороги;
- опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
Учащиеся начальной школы должны уметь:
- переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
- переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
- переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.
Для адекватного поведения в дорожной
обстановке необходимо формировать и развивать
у младших школьников:
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия
У школьника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о транспорте, дорожном движении и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Литература
Нормативные документы:
1. Закон РФ “Об образовании” (1992 г.)
2. Конвенция “ О правах ребенка” (1989 г.)
3. Устав образовательного учреждения.
4. Закон РФ “О безопасности дорожного движения”.
5. Федеральная целевая программ “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”.
6. Правила дорожного движения.
1. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования /Под общ ред. В.Н.Кирьянова – М.: Третий Рим, 2007.
2. Методические рекомендации: формирование у школьников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. – М.: Третий Рим, 2007.
3. Игровой модульный курс по ПДД./В. И. Ковалько. – М.:ВАКО, 2006.
4. Основы безопасности жизнедеятельности. 2 класс/Сост. Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений./ А. В. Гостюшин. – М.: Просвещение, 1999.
6. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192 с. – (Мастерская учителя)